Различные жанры используемых текстовых материалов

Страница 1

В современной методике уже стало традицией делить письменную речь на жанры в соответствии с целями ее применения. Таким образом, выделяют два основных жанра - монологический и диалогический. Внутри из каждого из этих жанров выделить определенные подвиды. Монологические жанры можно разбить по нескольким видам:

тематические;

научно-популярные;

фабульные;

политические;

сказки;

басни;

анекдоты.

Диалогические тексты можно, с одной стороны, уподобить уже вышеназванным разновидностям монологического жанра, в связи с тем, что они могут использоваться для обсуждения какой-то бытовой тематики, обсуждению проблем текущей политики, науки, исторических вопросов. Обсуждению кинофильмов различного содержания. С другой стороны мы можем выделить различные виды диалога по способам извлечения обсуждения или преподнесения информации. Это могут быть диалоги расспросы, диалоги, в которых главной целью одного из собеседников является преподнесение какой-то информации, это могут быть диалоги дискуссии с элементами спора, аргументации и контр аргументации.

В своем стремлении расширить диапазон речевой активности учащегося учитель, работающий в старших классах, должен иметь ввиду эти жанры и их типологические подвиды и использовать их для стимулирования говорения учащихся 8 класса:

Необходимость иметь ввиду, что тексты, не связанные напрямую с тематическим материалом текста, могут подбираться учителем произвольно и таким образом соответствовать уровню знаний учащихся, их интересам и возрастным особенностям. В то же время надо помнить, что эти тексты должны подбираться так, чтобы по своей структуре, содержанию и смысловому значению они способствовали стимулированию речи участию учащихся в обсуждении. Здесь мы хотим разъяснить как мы понимаем термины структура, содержание и смысл. Под структурой текста мы понимаем такое строение, когда по нему можно произвести определенные речевые действия: 1) задавать вопросы; 2) провести различные подстановки; 3) трансформировать этот текст с учетом иного времени или наших личностных условий и т.п. По содержательным планам текста мы имеем интересное изложение которое создает мотивацию для постановки новых вопросов и ответов, доля углубления трактовки описываемых событий, с добавлением своих деталей и мнений.

Смысловой фон текста скрывается за строчками. Он становится видным только заинтересованному человеку. Если оба элемента (структурный и содержательный) достаточно мотивируют интерес учащегося, то скрытый смысл имеет тенденцию выходить наружу.

Приведем пример прозаического текста.

Tim is seventeen. Three years ago he saw «The Blue Lagoon» - a film on a desert island. Because of the film Tim decided he wanted to live on a desert Island. He has made a list of things to do before his trip. He is going to leave in three months. So far. He has saved money, he has found an Island, he has got a passport, he has learnt things like cooking and first aid, he has read books on survival.

He is not going to be alone on his desert Island. He has advertised for a boy or a girl Friday. You remember that Robinson Crusoe had Friday to keep him company. But nobody has answered advertisement yet.

Данный текст, являясь прозаическим, в то же время кажется очень диалогичным, его структура такова, что по нему можно построить несколько видов диалогов. Диалог, например, в котором учащиеся расспрашивают друг друга о намерениях Тима, его действиях и причинах, почему он все это делает. Другим диалогом может быть разговор журналиста с Тимом. В роли журналиста (или журналистов) выступают сами учащиеся.

Содержательный материал очень легкий и привлекательный. Он дает возможность учащимся задавать друг другу вопросы научились ли они готовить, есть ли у них паспорт, читали ли они книгу о Робинзоне Крузо.

План значений (то, что кроется за строками этого текста) дает план возможность организовать дискуссию, почему Тим решил на необитаемый остров? Потому, что он молод, потому, что он интересуется путешествиями.

Другая дискуссия может быть о том, хотел бы кто-нибудь из учеников поехать в такое путешествие, куда бы он захотел поехать, и есть ли у нас такие возможности?

Andy - Do you remember the accident in the Mediterranean when a cruise ship hit a cargo ship? Well, the cruise ship sank, many of the passengers were young people. Chris, Kate and Amanda were on the boat Chris, what was the weather like on the day of the accident?

Chris - The weather was tine and the sun was shining.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Понятие о нарушении осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мы ...

Управление образовательными системами
Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установ ...

Использование информационных технологий в развивающем обучении
В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. “Отработка” применяемых в сфере развивающего обучения ИТ должна ставить своей це ...

Навигация