Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии

Страница 1

Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение произношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

В исследованиях Л.В.Лопатиной, посвященных изучению звукопроизношения детей со стертой дизартрией, приводятся статистические данные. Полиморфные нарушения представлены следующим образом:

нарушение двух фонетических групп звуков- 16,7%

нарушение трех фонетических групп звуков – 43,3%

нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков – 40%

Самым распространенным у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных звуков [р] и [л].

Характер фонетико-фонематических нарушений при стертой дизартрии, по мнению Л.В.Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различны групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции.

Фонетико-фонематические нарушения проявляются следующим образом (45):

нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23%) (межзубное и боковое произношение различных групп звуков);

нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);

искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р] и [л] );

искажения и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т,].

Исследования О.Ю.Федосовой (1) посвящены изучению особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. Использована определенная система обследования с учетом усложняющегося фонетического контекста. Конкретный звук обследуется в следующей последовательности:

изолированно;

в составе слога: СГ, ГС;

интервокально: ГСГ;

слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС;

слова, разные по слоговой структуре (13 классов);

фразы;

связная речь.

При этом учитывается фонетический контекст, т. е. положение звука в слове: в начале, в конце, в середине слова; сочетаемость с соседними звуками; длина слова (количество слогов), ключевая структура слова, различная частотность слов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...

Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. В исследованиях наших аспирантов (Бахтина О.В., Волощенко И.И., Г.Г. Лаптиева, ...

Представление о педагогической технологии
Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объек ...

Навигация