Физиология и психология выразительной речи и чтения

Материалы о педагогике » Условия и приемы обучения выразительному чтению » Физиология и психология выразительной речи и чтения

Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Дореволюционные и некоторые советские методисты считали, что всех учащихся следует обучать только логическому («толковому») чтению, а эмоционально-образному лишь наиболее одаренных. В классе, как правило читают несколько человек выразительно, большинство же читает невыразительно, и учитель с этим мирится. По

Тому особую актуальность приобретает вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, посмотрим, как рассматривает современная наука такие явления как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.

Нельзя не видеть, что есть дети способные и неспособные. Современная психология не отрицает различия в способностях, но не считает их врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развитии. Способности не только проявляюстя в деятельности, но и , что самое главное, создаются в этой деятельности.

Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.

Говоря о специфике художественного творчества, обычно указывают на роль в нем интуиции, отрицать роль интуиции в художественном творчестве нельзя. Интуиция понимается современной психологией как особый вид мыслительного процесса, отличный от мышления дискурсивного, словесно формулированного хотя бы во внутренней речи. Дискурсивное мышление связано в с тем, что И.П.Павлов называл «светлым пятном сознания», оно протекает в пределах этого «пятна». Но и вне «светлого пятна сознания» совершаются мыслительные процессы, проходящие, однако, без сознательного контроля, поэтому итоги этого мышления представляются внезапными, неожиданными. При этом непроизвольность, внезапность интуиции кажущиеся. На самом деле внезапное «озарение» подготавливается предшествующей, иногда очень длительной и напряженной мыслительной работой. Таким образом, если сам интуитивный элемент творчества не поддается сознательному воздействию, то подготавливающий интуицию процесс мышления вполне в нашей власти.

Часто, когда делят исполнителей на одаренных и неодаренных, ссылаются на темперамент, который является врожденным, так как определяется природными особенностями нервной системы. Экспериментальные исследования показали, что динамика психической деятельности ребенка обусловлена не только темпераментом, но и другими свойствами личности и ситуацией (прежде всего заинтересованностью). Один и тот же исполнитель тем ярче передает эмоциональный подтекст, чем больше он заинтересован, увлечен содержанием. Темперамент не является абсолютно неизменным. «На основании имеющихся экспериментальных фактов, - утверждает исследователь, - можно с достаточной обоснованностью утверждать, что путем соответствующих методов и приемов тренировки возможно увеличить силу возбуждения и торможения, а также степень их подвижности».

Как видим, индивидуально-психологические особенности, в которых выражается талантливость, одаренность, являются не полностью врожденными, а развиваются в результате деятельности, упражнений. Поэтому обучать выразительному чтению и можно, и необходимо всех детей. В этом вопросе принцип всеобщности, лежащий в основе нашей системы образования, согласуется с положениями физиологии и психологии. Предварительно никто не может судить об одаренности ребенка. Но и самого «неодаренного» мы не имеем права не вовлечь в занятия выразительным чтением, так как навыки интонационно-логического анализа литературных произведений и их исполнении, то есть работа по выразительному чтению, несомненно будут способствовать общему совершенствованию речи.

Материалы по педагогике:

Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике
На основе проанализированной научно-методической литературы было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования познавательного интереса во внеучебной воспитательной работе. Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразова ...

Организации работы по формированию основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
Как известно, для детей основным видом деятельности является игра. Поэтому при составлении плана было решено использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность детей, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений при учете видов отклонений в эмоци ...

Технология воспитательной работы с коллективом класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Наиболее существенные и важные компоненты вос ...

Навигация