Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Педагогические требования к семейному воспитанию детей старшего школьного возраста

Страница 1

В специальной литературе находит отражение целый ряд педагогических требований, реализация которых целесообразна в воспитательном взаимодействии родителей и детей. От принципов они отличаются не столько научной обоснованностью, сколько жизненной востребованностью. Рассмотрим некоторые из них.

Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их духовной, этической, моральной и нравственной близости. Однако необходимо учитывать, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами.

Считать ребенка таким, каким он должен быть. Соблюдение этого правила формирует так называемую «перспективу личностного развития ребенка». В связи с этим вполне уместно привести слова В.Гете: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда в воспитательных целях сознательно удерживаемое родителями, вызывает у ребенка нарастающее и непереносимое неприятное чувство, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Ты этого заслужил своим поведением».

Признание внутреннего начала ребенка. Великое искусство делать детей другими состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим.

Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности.

«Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием), спешит скорее из нее выбратьс.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Рациональный подход к детям также требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поведения и отдельных поступков, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые устремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Рационально во внутрисемейных отношениях с детьми использовать педагогические возможности увлечений детей. Но этот путь предполагает и другое - привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: часть предметов и вещей, необходимых человеку для жизни, он должен уметь делать сам. Так у отца и сына обыкновенная кладовая комната становится столярной или слесарной мастерской. Временами она переоборудуется в фотолабораторию. Уже по родителям можно узнать в детях будущих конструкторов, туристов, спортсменов, участников художественной самодеятельности, коллекционеров и т.д.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...

Основные подходы к вопросу о логопедической работе при специфических нарушениях письма
Проблема изучения и коррекции дисграфии и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии - Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренк ...

Навигация