Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе

Страница 3

нового материала получают сведения об изучаемом объекте сначала самостоятельно, на основе наблюдения или опыта, а затем уточняют и

обобщают их с помощью учителя в ходе обсуждения выполненного эксперимента.

Следует остановиться на самом понятии «творчество» применительно к учебн6ой работе учащихся. Несомненным его признаком является создание продукта, новизна которого может быть как объективной, так и субъективной. Многие талантливые люди совершали открытия, уже известные человечеству, прежде чем внести реальный вклад в ту или иную область науки, и для самого развития творческих способностей учащихся объективная новизна результатов их труда не имеет значения. Естественно, что основой для проявления творческого потенциала учащихся в области химии должны быть хорошо усвоенные сведения в пределах школьного курса. Однако между объемом знаний учащихся и возможностями для их работы творческого характера не существует прямой связи. Уже на самых ранних этапах изучения химии можно и должно стремиться к тому, чтобы в ходе внеурочных занятий ставить перед ними посильные задачи творческого характера, позволяющие проявить сообразительность, практическую изобретательность и смекалку.

Создание проблемной ситуации на научно – практических конференциях, дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, проведение олимпиад, конкурсов, викторин, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнение доступных работ исследовательского характера - все это можно рассматривать как средства и методы развития творческих способностей учащихся. Исследовательские работы в школе – явление в последние годы довольно распространенное, но пока еще весьма слабо отраженное в педагогической литературе.

Важным аспектом проблемы активации работы учащихся является правильный выбор соотношения между теорией и экспериментом на внеурочных занятиях. Экспериментальная работа и выполняемые в ходе ее практические расчеты способствуют конкретизации знаний и одновременно

заставляют учащихся глубже вникнуть в смысл основных химических понятий. Большие возможности внеурочных занятий в отношении постановки экспериментальной работы учащихся, и притом в ее исследовательском, а не иллюстративном варианте, давно и справедливо были отмечены методистами.

Учитывая возрастные особенности, психологи учащегося, его стремление получить немедленный и наглядный результат проделанной работы, можно рекомендовать не менее половины всего времени, отводимого на внеурочные занятия, уделять экспериментальной работе. Выбор теоретических вопросов, рассматриваемых на занятиях, целесообразно подчинить возможностям постановки эксперимента по данной конкретной теме. Так из двух тем: «Радиоактивность и строение атома» и «Принципы химической кинетики и равновесия» - предпочтение, следует отдать кинетике и равновесию, поскольку к этому вопросу можно подойти экспериментально, хотя ясно, что оба эти раздела курса представляют большой интерес для учащихся. Общетеоретические вопросы усваивается эффективнее, когда они подаются на частных примерах, допускающих немедленное практическое выполнение. Например, при обсуждении влияния концентрации реагирующих веществ на скорость бимолекулярной реакции довольно трудно подобрать подходящую газофазную реакцию, которую можно осуществить в условиях химического кабинета. Поэтому, хотя классический пример реакции водорода с йодом во многих отношениях очень прост и нагляден, вероятно, лучше выбрать жидкофазную реакцию, ее легко показать немедленно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Учет гендерных особенностей в воспитательной работе
Воспитание, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных п ...

Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...

Внеклассная работа учащихся по математике и методика её проведения
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный ...

Навигация