Содержательные характеристики:
1. наличие личностного смысла учения.
2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив).
Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности.
3. мотив может быть ведущим или подчиненным (место мотива).
4. самостоятельность возникновения и проявления мотива (он может возникать в самостоятельной учебной работе, как внутренний, или с помощью взрослого, как внешний).
5. уровень сознания.
6. степень распространения мотива на разные виды деятельности:
- аморфная, неясная локализация – общий интерес к учению, требующий побуждения извне;
- широкая локализация интересов при отсутствии глубины познания;
- локализованные стержневые интересы;
Динамические характеристики:
1. устойчивость – мотив проявляется достаточно постоянно.
2. модальность – эмоциональная окраска мотива (положительные и отрицательные мотивы).
3. сила мотива.
4. быстрота возникновения.
Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя. По ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика.
Рассмотрим еще один важный аспект в мотивации учения.
Для организации учебной деятельности важно отметить возможность и продуктивность формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Цель – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, то есть умений школьников ставить цель и достигать их в обучении. Цель – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов. А.К.Маркова, рассматривая содержание целеполагания, выделяет виды, уровни, этапы, качества, проявления этого процесса. Видами целей в учении могут быть конечные цели (получение правильного результата решения) и промежуточные (различие способа работы и результата, нахождение нескольких способов решения и так далее).
Уровни целей связаны с уровнями мотивов; таким образом, выделяют широкие познавательные цели, учебно-познавательные цели, цели самообразования, социальные цели (например, занять позицию в общении, найти оптимальный способ сотрудничества и другие).
Этапами реализации целей являются постановка цели, ее обоснование, мысленное предвидение результата и способа его достижения, апробирование цели действием, конкретизация конечной цели, в виде промежуточных, выбор из нескольких целей одной наиболее реалистичной, обоснование расхода времени и сил, построение плана действия, достижение цели, проверка степени достижения цели по соотношению между требуемым, желательным и фактическим результатами.
Материалы по педагогике:
Способы объяснения и закрепления значений новых слов
Организуя работу над новыми словами, надо стремиться к тому, чтобы ученики запомнили как можно больше словосочетаний с изучаемым словом, научились их употреблять в необходимых и близких им ситуациях. Поэтому словарную работу в нерусских школах следует проводить одновременно с работой над словосочет ...
Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме "Как люди от ...
Изучение особенности развития словаря у детей средней группы
Изучение особенностей развития словаря детей средней группы проводилось в ГОУ № 835 Южного округа г. Москвы. В исследовании участвовало 19 детей. Нами были поставлены следующие задачи : 1.Изучить знание названий предметов и их частей. 2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, ...