Научная организация контроля

Материалы о педагогике » Научная организация контроля

Главное в содержании обучения – знания. Только на их основе можно образовывать остальные элементы содержания обучения - умения и навыки. Обучение каждому знанию всегда начинается с того, что учитель так или иначе впервые знакомит учеников с данным новым знанием, а ученики первично воспринимают его. Это ознакомление учащихся с новым знанием и первичное восприятие его учениками есть первая ближайшая дидактическая цель, которую постоянно ставит перед собой и так или иначе достигает всякий учитель.

Но обучение, как известно, не ограничивается только тем, что учащийся воспринимает новое знание. Воспринятое должно быть достаточно прочным, чтобы его можно было успешно применять в будущей деятельности.

Поэтому вслед за ознакомлением учеников с новым знанием и первичным восприятием его учащимися учитель ставит перед собой вторую дидактическую цель - цель совершенствования этого знания у учащихся (закрепление, систематизация и т.д.). Именно после первого восприятия знания ученик, оперируя отвлеченным мышлением, сравнивает новое знание со старым, выделяет в нём особенное и общее, устанавливает необходимые связи между новым и ранее усвоенными знаниями, применяет новое знание к практике. Вместе с тем происходит и закрепление нового знания в памяти ученика (заучивание, повторение).

Но вот учитель и ученик проделали известную работу по усовершенствованию ранее воспринятого учеником данного знания. Закончен ли этим процесс обучения в отношении этого знания? Нет, не закончен. Усвоение знаний есть, процесс для учащегося - субъективный. Здесь даже при хорошей постановке работы учителя всегда может случиться, что усвоенное учеником знание, субъективно кажущееся ему правильным, на самом деле, объективно, может оказаться в какой-то мере неправильным или неполным. Уровень усвоения учеником того или иного знания только тогда может быть правильно установлен, когда это знание будет внешне выражено и измерено объективным критерием. Это и делает проверка знаний, во время которой ученик выявляет свое знание перед учителем и одноклассниками и где оно, это знание, измеряется учителем в соответствии с объективными требованиями школьной программы и учебника.

Так с закономерной необходимостью встает перед учителем третья ближайшая дидактическая цель - цель проверки знаний учащихся. Проверка знаний, следовательно, не дополнение к процессу обучения - это необходимая часть пути познания, которым учитель ведёт, а ученик идёт в процессе обучения.

Таким образом, контроль знаний (а также умений и навыков) учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, им определяется результативность, эффективность обучения, и естественно, что разные стороны его привлекают постоянное внимание педагогической науки и практики работы школ и учителей.

В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.

Организация проверки и учёта знаний существенно влияет на регулярность занятий учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.

Из всего вышесказанного видно, что очень важно подробно рассмотреть, какое место занимают проверка, учёт и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения, какие потенциальные возможности для обучения, развития и воспитания заложены в ней, как эти возможности можно развить и использовать для повышения успешности обучения.

Таким образом, в данном докладе ставится задача выявления основных видов, форм и методов проверки, оптимальных для использования в VII-XI классах вообще и на уроках физики в частности. Также необходимо ответить на вопросы: Какими критериями руководствуются, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Краткий обзор основных понятий и терминов, относящихся к контролю.

Очевидно, что для лучшего понимания идеи проверки знаний учащихся, необходимо в первую очередь разобраться с основными терминами и понятиями, часто встречающимися в данной области дидактики. Для начала рассмотрим собственно понятие проверки.

Слово "проверка" в русском языке означает действие, имеющее целью выяснить что-либо, удостовериться в правильности или ошибочности чего-либо с помощью специальных действий. Что касается школы, то здесь проверка – это удостоверение учителя в объёме, качестве знаний учащихся, их общих и специальных способностях. Проверка знаний имеет огромное образовательное и воспитательное значение.

Рассмотрим ещё одно понятие, которое в некоторой степени близко понятию проверки – "диагностика". Вообще, понятие диагностики наиболее широкое распространение получило на Западе. Под диагностикой понимают некое объединение контроля и проверки. Диагностируются при этом как знания, умения и навыки, так и уровень воспитанности и качества личности (подразумевают под собой умение оценки и самооценки с точки зрения критического отношения, а также навыки общения). Таким образом, в процессе диагностики изучается целиком вся личность учащегося.

В России большее распространение получил собственно контроль. При этом очень интересно рассмотреть соотношение понятий контроля и проверки. Так, например, М.Н. Терехин в своих методических разработках говорит, что контроль – это "сложный дидактический комплекс…последовательно сменяющих друг друга видов педагогической деятельности". [7, с.5] По мнению автора в этот комплекс входят проверка и оценка знаний, выставление отметки, а также учёт знаний и успеваемости учащихся. Кроме того, здесь же сказано о том, что "учитель контролирует знания во всех основных звеньях учебного процесса, используя для этого различные виды проверки" [7, с.7]. Это значит, что категория контроля рассматривается автором как более общая, а проверка выступает здесь как форма воплощения контроля. В свою очередь в учебнике по педагогике под ред. П.И. Пидкасистого говорится о том, что "проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляется путём систематического контроля за учебной деятельностью учащихся…" [2, с.397] Из определения можно отметить, что в данном случае приоритет контроля далеко не очевиден. Однако все авторы отмечают контролирующую функцию проверки, что говорит о том, что проверка должна осуществлять цели контроля, а не наоборот. Кроме того, следует также добавить, что в ряде литературных источников понятия контроля и оценки вообще рассматриваются как синонимы.

Таким образом, анализируя различные подходы к соотношению понятий контроля и проверки, остановимся на подходе, отмечающем категорию контроля как более общую. Это можно объяснить тем, что проверка имеет цель только что-либо выяснить (исходя из определения проверки), в то время как контроль представляет собой сложный комплекс, включающий и множество других действий. В дальнейшем в данной работе под контролем будем понимать некое объединение проверки и оценки.

Перейдём теперь к рассмотрению понятия оценки. Е.И. Перовский в своей монографии оценкой знаний учащихся называет "выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения". [1, с.442] Оценка есть и процесс и результат. Как процесс она входит в процесс проверки, составляя особую его сторону; как результат она завершает процесс проверки. Проверка является основанием для оценки.

Следует отметить, что в педагогическом обиходе понятие оценки часто отождествляется с понятием оценочного балла, или отметки. Между тем эти понятия существенно разные и смешивать их не следует. Отметка есть ни что иное, как одна из форм выражения отношения между тем, что ученик должен знать и тем, что он знает, т.е. одна из форм выражения оценки. Поэтому в литературе оценка и отметка рассматриваются как две различные категории. Например, М.Н. Терехин ставит эти понятия друг за другом, включая их на равных в понятие контроля. Однако в данной работе будем придерживаться такой позиции, при которой понятие оценки включает в себя понятие отметки. Таким образом, оценка будет определяться как некое объединение отметки и оценочного суждения (устное высказывание).

Ещё одно понятие, которое хотелось бы рассмотреть в данном разделе – понятие учёта. Изначально данный термин употреблялся в качестве синонима проверки. Однако ряд авторов высказывался против такого использования понятия: "этот термин…плохо отражает суть тех явлений, которые он призван обозначать". [1, с. 50] Е.И. Перовский подчёркивает то, что термин "учёт", определяющим признаком которого является количественный признак, не может правильно отражать суть процесса, при котором выявляются также и качественные стороны выяснения уровня знаний и успеваемости учащихся. В результате этот термин был вскоре заменён термином "проверка" ("контроль"). Тем не менее, употребление понятия учёта вполне уместно, когда мы говорим о некой формальной фиксации данных, полученных преподавателем в результате проверки, оценки и выставления отметки. О таком учёте, в частности говорит М.Н. Терехин.

Итак, в результате анализа основных понятий, встречающихся в рассуждениях о нашей проблеме, мы выяснили, что в данной работе мы будем понимать под контролем, проверкой и оценкой знаний учащихся. В дальнейшем действие, выполняемое с целью выяснения объёма и качества знаний учащихся, будем обозначать понятием "проверка". Понятие "контроль" будет употребляться как более обобщённое.

Материалы по педагогике:

Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Навигация