Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Психологическая характеристика подросткового возраста в психологии

Страница 1

Подростковый возраст был и остается одним из самых сложных и неопределенных возрастов на общей кривой детского развития. На сегодняшний день в отечественной психологии нет сколько-нибудь стройной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. В результате сложилось некоторое множество онтологически разнородных теорий, которые не противоречат друг другу, но и не связаны между собой из-за отсутствия общих оснований, или из-за несоответствия лежащих в основе подходов моделей развития.

В традиции культурно-исторической концепции возрастное движение предполагает смену стабильных периодов критическими. Поэтому в логике этого подхода мы рассматриваем подростничество как критический возраст. А определенный возраст в жизни ребенка характеризуется следующими параметрами:

- формой отношений, в которые ребенок вступает с взрослыми в данный период;

- основной, или ведущей, деятельностью, которая представляет собой форму разрешения предшествующего возрастного кризиса, которая по своим целям, задачам, структуре, содержанию, с одной стороны – отвечает потребностям ребенка, а, с другой – объективно заключает оптимальные возможности для реализации этих потребностей;

- основными психическими новообразованиями.

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, в каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие, которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. А разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста или тех психических изменений, которые впервые возникают в этом возрасте и «которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

Подростковый возраст как массовое социальное явление сформировался недавно в связи с развитием системы народного образования. Еще в 20-30-е годы советские психологи изучали подростка в первую очередь как рабочую единицу. Подросток должен был работать, буквально для того, чтобы жить. Сегодня подросток – ученик, школьник, то есть ребенок.

Подростковый период - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В европейской культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью. «Невозможно из состояния ребенка перейти в состояние взрослого без переходного периода». В этом смысле можно уподобить подростковый период мосту, переброшенному между детством и зрелостью, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

Таким образом, социальную ситуацию развития в подростковом возрасте можно рассматривать как противоречие между идеальной формой, заключающуюся в стремлении подростка стать взрослым, приобрести взрослые формы поведения, и реальной формой, которая определяется отношением взрослых по отношению к подростку как к ребенку. Также следует отметить, что в современной культуре нет четкой представленности «взрослости», той самой идеальной формы, которая определяет социальную ситуацию развития в данный период развития. Отсутствуют формы посредничества и событийности подросткового возраста в современной культуре, непонятно что нужно сделать подростку, какое событие должно с ним произойти, чтобы преодолеть границу подросткового возраста и перейти во взрослую жизнь. Раньше с этой задачей успешно справлялась комсомольская организация, а на сегодняшний день ситуация характеризуется тем, что подросток не может определить реальный смысл того, что значит быть взрослым, отсюда и происходит лишь поверхностное усвоение внешних форм взрослой жизни (обула каблуки – взрослая, начал курить – взрослый). Отсюда вызревает необходимость организации ведущей деятельности, в которой бы подросток смог усвоить истинный смыл, содержание и формы взрослого ответственного поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Место письменной деловой коммуникации в структуре коммуникации и управления
Общение – необходимое условие развития человека как члена общества и как личности. Это сложный многоплановый процесс установления и поддерживания контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодейств ...

Педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий
Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учeбнo-вocпитaтeльнoгo процесса в школе. Домашнее задание органично связано с уроком, оно либо его предваряет, либо продолжает и вне его не мыслится. Домашнее задание — это тот же процесс обучения, основанный на познании, но протекающ ...

Навигация