Понятие социальной педагогики

Материалы о педагогике » Понятие социальной педагогики

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношении десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70-80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность, (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях - подростки. Россия не только вышла "на передовые рубежи" по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. За период 1999--2004 гг. число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось в 3,5 раза (возрастая категория наркоманов - 13 - 25 лет); в 6 - 8 раз возросла наркомании среди школьников и студентом в крупных городах. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50 - 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения. Итогом социальных трансформаций в России стало то, что фактически социальные работники ведет борьбу с последствиями социальной дезадаптированности населения, а не с ее причинами. Для этого требуются люди особой профессии - социальные педагоги. В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, том числе и с указанными группами населения. Ныне резко изменилась социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Таким образом, цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность и отличия социальной работы от социальной педагогики, проанализировать задачи и функции социальных работников и социальных педагогов, рассмотреть и изучить функции, задачи и место социальной работы и социальной педагогики среди других наук. Кроме того, считаю необходимым рассмотреть в работе процесс и факторы виктимизации с позиции социальной педагогики.

Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории и социальной педагогике, монографии и научные статьи в периодических изданиях, Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический материал.

Материалы по педагогике:

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Понятие социализации детей с ограниченными возможностями
"Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность при ...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Пересмотр ценностей, индивидуализация жизни позволяют человеку сегодня все меньше дорожить семьей или, напротив, считать ею такие сожительства, которые мало подходят под классическое определение понятия «семья». Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. На данный мо ...

Навигация