Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического труда, нормирование определяет комплекс затрат, действий, необходимых для выполнения заданного объема работы при учете определенных организационно-педагогических и технических условий.
Понятие «нормирование» включает в себя три компонента: затраты труда (труд), объем работы и условие работы.
В педагогическом труде есть нормы, которые установлены соответствующими законами, директивными указаниям: продолжительность рабочего дня, отпусков, нормы рабочей нагрузки учителей различных предметов.
Сам же педагог должен уметь нормировать учебное занятие – по объему и сложности: иметь учебные программы, определяющие объем и сложность содержания материала, указано время, необходимое для изучения той или иной темы.
Если нет нормирования, то нет и образцов, по которым проверяется учительская деятельность. В последнее время в педагогической литературе наряду с «нормированием» употребляется термин «стандартизация». Это понятие более широкое, так как включает в себя разработку и обычных норм, и требований к нерегламентированным видам педагогической деятельности.
Мастерство учителя определяют многие компоненты, в том числе учет и контроль своей педагогической деятельности. НОПТ, разрабатывая принципы и методы учета, который предстоит целенаправленно наблюдать и изучать. Это первый шаг учета и контроля. Второй состоит в том, чтобы зафиксировать факты, явления и события, выявленные в процессе наблюдения. Третий шаг – критический анализ результатов учета, пора обобщений и выводов, необходимых для принятия оптимального решения.
Учет и контроль – важные функции педагогического труда. Если учет – это система получения измерений результатов труда, их группировка и анализа сведений, выраженных прежде всего в количественных показателях, то педагогический контроль связан с получением информации о содержании, организации, процессе и результатах труда.
Основными школьными методами контроля и учета являются наблюдение, опрос, различные виды контрольных работ, решение задач, опорные схемы и др.
Научная организация труда тесно связана с проблемой принятия оптимальных решений. С принятием решений связан, в конечном счете, любой выбор. Если решение принимается с учетом всех обстоятельств, условий, то его называют оптимальным, а сам процесс выбора и принятия такого решения – оптимизацией.
Оптимальность, как составная часть системы принципов НОПТ и как ведущий принцип группы измерения процесса и результатов труда помогает находить наиболее благоприятное решение, действие, способы, условие и результаты. А это ведет к гуманизации и в конечном счет – научной организации труда.
Материалы по педагогике:
Знакомство ребенка со сказкой
Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости ...
Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, отстающих от других в
изучении программного материала
Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с о ...
Обучение как деятельность обучающегося и педагога
В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс
обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необ ...