Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 2

Нарушения звуко-слоговой структуры слова не являются столь многочисленными, однако в старшем дошкольном возрасте они встречаются и характеризуются определенной спецификой.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога. Более характерными являются искажения структуры отдельного слога со стечением согласных. Количество и последовательность слогов в слове оказывается более сохранным, чем структура слога со стечением согласных, кроме слов с большим количеством слогов. Самыми распространенными являются пропуски согласных при их стечении, как в начале, так и в середине слова. Искажения структуры отдельного слога у детей со стертой формой дизартрии проявляются и в перестановках звуков соседних слогов (кипарис - "пикарис", танкист - "кантис"). Последовательность слогообразующих элементов слова, т. е. гласных, воспроизводится правильно, переставляются только согласные.

Искажения слоговой структуры на уровне слова проявляются в большинстве своем в пропусках слогов (санитар - "сатар", колбаса - "баса", продавец - "провес"). Пропуски слога наблюдаются в основном в середине слова (медвежонок - "межонок", жаворонок - "жаворок") или в начале слова (аптечка - "течка", поросенок - "росенок"). Искажения слоговой структуры слова проявляются, только начиная с 3-5 сложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова, мало знакомые и редко употребляемые.

Таким образом, можно определить вид поломок в слоговой структуре слова при стертой дизартрии:

если опускается слог («сипед» - велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» - полотенце) – это элизии (усечение);

если повторяет слоги («бабабушка» - бабушка) – это персеверации;

если уподобляет слог другому («пепенье» - печенье) – это антиципация;

если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» - трава) – это итерация;

если слоги в слове меняются местами («ракатан» - таракан) – это перестановка слогов;

если склеиваются слоги из двух слов («трашет» - трактор пашет) – это контаминация.

По типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития.

Характеризуя уровни речевого развития у детей с ОНР, Р.Е.Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:

Первый уровень – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).

Второй уровень – дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного их рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...

Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...

О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...

Навигация