Для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в данной работе было организовано опытно-экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность предлагаемого комплекса уроков русского языка с применением интерактивных методов обучения для 4 класса на примере экспериментального класса.
Эксперимент проводился на базе 4 «А» и 4 «Б» классов Шиелинской средней школы Энбекшильдерского района Акмолинской области и состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-диагностического.
Цель эксперимента – оптимизация обучения русскому языку и развитие познавательной активности младших школьников, создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей средствами интерактивных методов.
Задачи:
1) провести анализ и оценку уровня познавательной активности учеников экспериментальной и контрольной групп по определенным критериям;
2) формировать умения владеть устной и письменной речью;
3) развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;
4) формировать навыки написания сочинения;
При реализации эксперимента применяли:
- Интерактивные методы проведения уроков
- Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
- Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
- Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
Материалы формирующего этапа эксперимента ориентированы на развитие творческих способностей учащихся четвертого класса, реализуемых в устной и письменной речи, как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения интерактивного урока лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников творческих способностей, проявляемых в умении писать грамотные и содержательные сочинения и изложения. Прогнозируемый результат, используемый в программе эксперимента - комплекс нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-олимпиада способствует оптимизации обучения русому языку младших школьников, развитию их творческих способностей.
В эксперименте прияло участие 18 учеников 4 “А” и «Б» класса (см. Приложение 1),часть из которых представляла экспериментальную, а часть – контрольную группу. Эксперимент сравнительного типа представляет собой лонгитюдное исследование, охватившее период с сентября 2008 года по март 2009 года.
Среди учителей нами было проведено анкетирование.
По результатам анкетирования выяснили, что в основном учителями начальных классов используются традиционные методы и приемы, а именно: упражнения, данные в учебниках 56%; 31% пользуются дополнительными разработками методических пособий для включения элементов нетрадиционных заданий в уроки русского языка; только 13% специально разрабатывают нестандартные уроки и применяют их в системе.
Перед проведением интерактивного урока, я решила провести словарный диктант на тему «Глагол». По результатам диктанта было видно выявлено, что более 50 % учащихся не усвоили данный курс учебной программы (рисунок 10).
Материалы по педагогике:
Возможности проектного метода обучения в реализации задач подросткового
возраста
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к проектному методу организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в пост ...
Специфика письменной деловой коммуникации на иностранном языке
Умение писать – одно из важных умений в жизни человека. Безусловно, существуют сферы деятельности, где способность четко выразить свои мысли высоко ценится, особенно это касается деловой сферы (служебные отношения и бизнес). Здесь умение писать подразумевает умение грамотно составлять деловые письм ...
Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управле ...