С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учеников. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и т. п.
С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке.
Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учеников, в использовании наглядности важно чувство меры. Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые ученики испытывают большие затруднения в доказательствах теорем, если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п.
Итак, исходя из положений классической дидактики применение наглядности в процессе обучения обусловлено рядом факторов, наиболее важные из них:
I Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учеников как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. Я.А. Коменский писал: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».
II Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой». Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются». По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учеников, способствует более глубокому усвоению знаний.
III Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учениками легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
IV Наглядность повышает интерес учеников к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учеников. В этой связи К.Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету .».
Материалы по педагогике:
Познавательный интерес как проблема исследования в теории
обучения и воспитания
Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личн ...
Внеклассная деятельность
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...
Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем
этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...