Традиционное представление об информатике как только науке о компьютерах и программировании, об алгоритмах и численных методах, системах исчисления и т.п. наконец-то стало изживать себя. Можно говорить уже о том, что информатика завершила свою первую фазу развития - эмпирическую. В настоящее время определяется тенденция информатизации всех основных видов деятельности человека. Это, в свою очередь, сильно будет влиять даже на мировоззренческие позиции и философские взгляды. Таким образом, в настоящее время идет формирование общего системно-структурного взгляда на мир на основе более глубокого понимания сущности информационных процессов. В связи с этим совершенствуются методы, с помощью которых человек исследует, познает окружающий мир и самого себя. Перед системой образования встаёт проблема – представить массивы информации в большем объёме, чем ученик привык получать из традиционных источников информации; наглядно в интегрированном виде использовать в обучении не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той же последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного ученика. Одним из основных факторов, определяющих качество современного образования, является внедрение и научное обоснование применения новых информационных технологий с использованием компьютерной техники.
Если говорить об информатике не только как о науке, но и как об учебном предмете, то стоит подчеркнуть ее гносеологическую сущность. Главное в этой учебной дисциплине - овладение методами научного познания. Поэтому информатика, также как и математика, носит надпредметный интегративный характер. Три подхода - мировоззренческий, гуманитарный и инженерно-математический сошлись в одном направлении и сфокусировались в единой точке – информатике. Это свидетельствует о том, что сейчас информатика вступает после фазы эмпирического развития в свою следующую фазу - синтез.
Применение информационных технологий в обучении требует от учителя очень хорошего образования, высокой эрудиции и квалификации. Синтез основных принципов теории информации, системного анализа, знаковых систем, лингвистики, культуры и искусства представляет собой сейчас довольно-таки трудную задачу как для гуманитариев так и для математиков. Появление качественных обучающих программных средств данного профиля явилось бы замечательным событием в области информатики и педагогики. Однако нельзя забывать, что обучение – процесс эмпирический, а следовательно учитель должен иметь возможность направлять учебный процесс. То есть обучающие программные средства должны быть «гибкими», учитель должен уметь настраивать их, разрабатывать самостоятельно.
С появлением современной индустрии по производству информации и знаний, человек оказался совсем в других социальных, психологических и экологических условиях. Заметно изменились роль личности учителя, уровень и направленность педагогического образования. Наступил период слияния науки и искусства на базе информационных технологий. На сегодняшний день изучение компьютерных систем, а также принципов композиции графических изображений, звукового и музыкального сопровождения, психологических аспектов эстетического и эмоционального восприятия является необходимым требованием современного педагогического образования.
Материалы по педагогике:
Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия
Образование и связанное с ним воспитание представляются важнейшими составляющими развития современной России. Образование нельзя оторвать от других составляющих ноосферной реальности, потому что конечной целью образовательного процесса и служит постижение этой целостной биосферно-ноосферной реально ...
Сущность и проблемы семейного воспитания учащихся
старшего школьного возраста
Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражитель ...
Просветительская
деятельность М.В. Ломоносова. Печатное слово
Стремление Петра к просвещению России, к распространению наук было особенно дорого Ломоносову. Известно, как много труда вложил великий ученый в дело просвещения России. Он неустанно думал над способами популяризации научных знаний среди широких масс народа. Он предлагал, например, не ограничивать ...