В 1832 г. передовые русские педагоги А. Ободовский, П. Гурьев и Е. Гугель предложили руководителям Гатчинского дома открыть при нем дошкольное учреждение – школу для малолетних детей, находившихся на патронировании. Дети, оставаясь жить в семьях, должны были днем посещать эту школу. Ввиду того что руководство дома не приняло этого проекта, Гугель и Гурьев при поддержке Ободовского открыли на свои средства при Гатчинском сиротском доме маленькую экспериментальную школу.
Опыт ее работы они освещали в издаваемом ими первом русском «Педагогическом журнале». Журнал стоял на демократических позициях, стремился творчески разрабатывать важнейшие педагогические проблемы, пропагандировать методические идеи Песталоцци. Большое внимание в журнале отводилось разработке вопросов первоначального воспитания и обучения детей в семье и воспитательных учреждениях.
Дети, находившиеся на патронировании у горожан Гатчины, приходили в школу для малолетних рано утром и к вечеру возвращались домой. Они получали в школе пищу и верхнюю одежду. Малыши занимались и играли большей частью на свежем воздухе. Со старшими детьми велись организованные занятия по обучению их грамоте, письму, счету, пению. Значительное время уделялось рассказыванию, беседам. Запрещение играть было самым большим наказанием для детей. Физические наказания не применялись.
«Школа просуществовала недолго, но она оправдала надежды ее организаторов, и ободренный успехом Гугель представил «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей», утвержденный в январе 1837 г. П. Гурьев писал: «Дети, до того времени грубые, дикие и неопрятные, быстро стали изменяться и с радостью начали посещать школу, с горем и плачем возвращались из нее к тем людям, которые единственно из-за денег взяли их к себе». У малышей значительно обогатились представления и понятия, возник интерес к учению».
В пансионы набрали детей в возрасте от 4 лет, находившихся на патронировании у горожан Гатчины, не более 5–6 мальчиков или девочек в каждый пансион. Дети должны были жить в пансионах до восьми лет, а затем переходить в Гатчинский воспитательный дом. Содержательницам пансионов рекомендовалось проявлять к детям гуманность, чуткость, воспитывать их нравственно, добиваться, чтобы они жили дружно, во всем помогали друг другу. Руководство работой пансионов возлагалось на смотрителей школы для малолетних детей.
Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX в. Содержание и методы работы детских садов подробно разрабатывались видными деятелями дошкольного воспитания, принадлежавшими к прогрессивному демократическому направлению, – А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради и др. Своей творческой педагогической деятельностью, теоретической и практической, они содействовали процессу выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформлению ее в самостоятельную педагогическую науку.
Материалы по педагогике:
Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны
речи у дошкольников со стертой дизартрией
На основе полученных данных в процессе диагностического обследования составлены методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Комплекс мероприятий включает упражнения по формированию и коррекции дыхания; мим ...
Организация работы по выразительному чтению как
средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...
Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов,
синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...