Целесообразно начать урок с постановки перед учащимися вопроса, что они знают о применении электродвигателей в быту и технике. После выяснения чрезвычайно широкого их применения полезно поставить вопросы: «А кто знает, на чем основана работа электродвигателей? Какое явление положено в основу их действия?»
Далее учитель сообщает, что действие электродвигателей основано на вращении рамки с током в магнитном поле. Ставятся снова проблемные вопросы: «Как это достигается? Что нужно сделать, чтобы рамка вращалась непрерывно?» Для ответа на этот вопрос демонстрируют опыт, который описан в учебнике «Физика-8» А.В. Перышкина и Н.А. Родиной.
Показывают, что изменение направления тока происходит автоматически при помощи особого устройства — коллектора. Наблюдая опыт, учащиеся должны отчетливо представлять, что вращение витка происходит в результате действия магнитного поля на проводники с током и что в этом процессе происходит превращение электрической энергии в механическую.
Мощность вращающейся рамки очень мала. Чтобы увеличить ее, нужно усилить магнитное поле вращающегося витка.
Для этого увеличивают силу тока в витке. Увеличение действия магнитного поля достигается также применением электромагнитов, которые используют в устройстве технических электродвигателей. Здесь полезно рассказать о первом электродвигателе и его изобретателе — русском ученом Б.С. Якоби.
Следует также показать технические электродвигатели, например стартер автомашины.
Ознакомление учащихся с применением электродвигателей можно провести в виде рассказа учителя или кратких (по 3—5 мин) докладов учащихся. (Применение двигателей на транспорте: двигатели метро, трамваев, троллейбусов, электровозов; в промышленности: двигатели станков; в быту: двигатели пылесосов, стиральных и швейных машин, компрессионных холодильников.)
Необходимо указать на достоинства электродвигателей: широкий диапазон мощностей — от нескольких ватт (электробритва) до нескольких тысяч киловатт (двигатели, применяемые в насосах для перекачки нефти, воды в шлюзах и каналах); на гигиеничность в работе (отсутствие выхлопных газов и дыма); быстрый пуск в ход и остановку; возможность управления двигателями с большого расстояния (телеуправление).
Изучение электродвигателей может быть завершено экскурсией в трамвайный или троллейбусный парк, электродепо, авторемонтные мастерские или автогараж.
На внеклассных занятиях можно организовать работу с электроконструктором, со школьным набором по электромагнетизму, по изготовлению моделей электродвигателей.
Материалы по педагогике:
Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой
психического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложн ...
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...
Методологические трудности и зоны риска при конструировании деловых игр
Большинство исследователей и разработчиков деловых игр фиксируют следующий ряд трудностей в использовании и проектировании деловых игр: – отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры; – некритическое заимствование технологий деловы ...