Целесообразно начать урок с постановки перед учащимися вопроса, что они знают о применении электродвигателей в быту и технике. После выяснения чрезвычайно широкого их применения полезно поставить вопросы: «А кто знает, на чем основана работа электродвигателей? Какое явление положено в основу их действия?»
Далее учитель сообщает, что действие электродвигателей основано на вращении рамки с током в магнитном поле. Ставятся снова проблемные вопросы: «Как это достигается? Что нужно сделать, чтобы рамка вращалась непрерывно?» Для ответа на этот вопрос демонстрируют опыт, который описан в учебнике «Физика-8» А.В. Перышкина и Н.А. Родиной.
Показывают, что изменение направления тока происходит автоматически при помощи особого устройства — коллектора. Наблюдая опыт, учащиеся должны отчетливо представлять, что вращение витка происходит в результате действия магнитного поля на проводники с током и что в этом процессе происходит превращение электрической энергии в механическую.
Мощность вращающейся рамки очень мала. Чтобы увеличить ее, нужно усилить магнитное поле вращающегося витка.
Для этого увеличивают силу тока в витке. Увеличение действия магнитного поля достигается также применением электромагнитов, которые используют в устройстве технических электродвигателей. Здесь полезно рассказать о первом электродвигателе и его изобретателе — русском ученом Б.С. Якоби.
Следует также показать технические электродвигатели, например стартер автомашины.
Ознакомление учащихся с применением электродвигателей можно провести в виде рассказа учителя или кратких (по 3—5 мин) докладов учащихся. (Применение двигателей на транспорте: двигатели метро, трамваев, троллейбусов, электровозов; в промышленности: двигатели станков; в быту: двигатели пылесосов, стиральных и швейных машин, компрессионных холодильников.)
Необходимо указать на достоинства электродвигателей: широкий диапазон мощностей — от нескольких ватт (электробритва) до нескольких тысяч киловатт (двигатели, применяемые в насосах для перекачки нефти, воды в шлюзах и каналах); на гигиеничность в работе (отсутствие выхлопных газов и дыма); быстрый пуск в ход и остановку; возможность управления двигателями с большого расстояния (телеуправление).
Изучение электродвигателей может быть завершено экскурсией в трамвайный или троллейбусный парк, электродепо, авторемонтные мастерские или автогараж.
На внеклассных занятиях можно организовать работу с электроконструктором, со школьным набором по электромагнетизму, по изготовлению моделей электродвигателей.
Материалы по педагогике:
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...
История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии
7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфимской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела н ...
Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...