Изучение магнитных явлений в курсе физики средней школы

Материалы о педагогике » Изучение магнитных явлений в курсе физики средней школы

В данной теме учащиеся впервые знакомятся со свойствами нового для них вида материи — магнитного поля. Формирование понятия поля играет существенную роль в развитии диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Доказательное изложение вопросов электродинамики на I ступени курса физики является базой для успешного овладения учащимися одним из фундаментальных современных физических разделов, во многом определяющим научно-технический прогресс.

Особенностью данной темы является то, что весь материал рассматривается исключительно в качественном виде, не приводится ни одной расчетной формулы. Тем не менее, эта тема дает большие возможности для развития теоретического мышления и практических навыков учащихся, поскольку основной базой методики ее изложения является физический эксперимент во всем его многообразии. Простота опытов позволяет учащимся наблюдать некоторые явления в своей домашней лаборатории, а также конструировать электромагнитные установки и приборы. Содержание темы неразрывно связано со многими применениями магнитного поля и магнитных устройств, благодаря чему учитель может давать творческие задания конструкторского характера для развития изобретательских способностей учащихся. Создать из простейших средств (например, гвоздей, кусков провода, деревянных дощечек и других материалов) действующие электромагнитные устройства может каждый ученик.

Программой предусмотрено изучение на первой ступени двух основных вопросов: магнитного поля тока и действия магнитного поля на проводник с током. Третье фундаментальное явление электромагнетизма — электромагнитная индукция целиком изучается на II ступени (в XI классе). В связи с этим учитель имеет возможность развернуть интересную внеклассную и факультативную работу по тематике, связанной как с указанными в программе двумя темами, так и с явлением электромагнитной индукции, а также познакомить учащихся с такими первостепенными прикладными вопросами, как принцип действия генератора тока, трансформатора тока и др.

Может быть рекомендовано следующее распределение материала по урокам:

1-й урок. Магнитное поле тока

2-й урок. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты

3-й урок. Применение электромагнитов. Электромагнитное реле

4-й урок. Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия»

5-й урок. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли

б-й урок. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы

7-й урок. Электродвигатель постоянного тока и его применение. Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

8-й урок. Обобщающее повторение по теме «Электромагнитные явления» (Может быть проведено в форме учебной конференции «Из истории открытия электромагнитных явлений. Их применение на практике».)

Материалы по педагогике:

Организация экспериментально - практической работы и её результат
В процессе написания дипломной работы для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование. Метод анализа литературных источников. При написании дипломной работы нами было проанализировано 28 л ...

Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, ра ...

Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе
Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка. Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ...

Навигация