Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе

Страница 1

Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка.

Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ее основным принципом «учить всех всему».

Анализ условий в общеобразовательной школе был сделан на основе работ И.Д. Фрумина и А.Н. Тубельского. Вот основные характеристики образовательного процесса в традиционной школе, выделенных из их работ:

1. Предметоцентричность.

Основное внимание в школе уделяется содержанию учебного материала, темам различного вида занятий, а не личности самого ребенка, его деятельности. В школе сложилась ситуация, при которой подрастающее поколение учится, занимается учебными предметами, вопросами, которые не интересуют их, не имеют к ним прямого отношения, их не касаются. Они учатся «оперировать вообще», т.е. применять разные «инструменты» - язык, письмо, математику, технику, методы разных дисциплин и т.д. Не изучают предметы, которые они могли бы использовать практически, которые они могут выбрать. Как говорят в традиционной школе, предметами, «представляющими профессиональный интерес», школьники займутся позднее, в их профессиональной дальнейшей жизни. Образовательная задача, решаемая в подростковом возрасте, - построение целостной научной картины мира, оказывается в стороне от задач традиционной школы. Видимый мир, в котором ребенок живет, целостный, яркий, событийный; содержание же предметного обучения – частично, разорвано, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Знания, получаемые ребенком в предметном содержании, сами по себе зачастую отобраны достаточно случайно и устаревают до того, как ребенок закончит школу.

2. Классно-урочная система обучения.

Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Об успехах выполнения занятий и обучения судят, главным образом, на основе системы оценивания и аттестации («школьные отметки», «переход из класса в класс», и «окончание школы»). Логика этой системы требует совершенствования формальных критериев (объем зачетных и контрольных текстов, количество выполненных заданий, равномерность занятий и т.п.).

3. Монопольность позиции учителя на овладении единственно верным и правильным знанием. Авторитарность позиции учителя по отношению к ученику.

Учитель в рамках традиционной школы рассматривается как часть технологической цепочки, выполняющего функции трансляции знаний, умений и навыков, отобранных в специальные книги – учебники, специальными людьми – методистами или учеными-педагогами. Его отношения с детьми, коллегами, родителями строятся по жестким схемам. Авторитарный стиль взаимоотношений в системе ученик – учитель, предполагает субъект-объектное взаимодействие, где учитель – субъект, а ученик – объект воздействия учителя. Отношения учеников и учителя большей частью зависят от «поведения обучаемого» и «выполнения заданий». Учителя имеют право широко использовать различные «санкции», например, чтобы помешать «посторонним» занятиям или другим формам взаимодействия учеников как противоречащих учебной программе.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Внеклассная деятельность
Обучение не просто дает знание, а формирует и развивает личность, ее мировоззрение, культуру, характер. Сообщая учащимся знание, мы воспитываем их нравственно. Нам важно, как направлены эти знания, в каких делах и поступках проявляются. Соединение обучения и воспитания в единый процесс предполагает ...

Портрет как основной элемент наглядности в мировой художественной культуре
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными ...

Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...

Навигация