Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе

Материалы о педагогике » Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании » Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе

Страница 1

Школа один из значимых институтов образования в жизни человека. Учебная деятельность, организуемая школой, занимает большую по времени часть жизни ребенка.

Современная форма организации школьной жизни была придумана еще в начале 18 века Я.А. Коменским, создателем классно-урочной системы обучения, с ее основным принципом «учить всех всему».

Анализ условий в общеобразовательной школе был сделан на основе работ И.Д. Фрумина и А.Н. Тубельского. Вот основные характеристики образовательного процесса в традиционной школе, выделенных из их работ:

1. Предметоцентричность.

Основное внимание в школе уделяется содержанию учебного материала, темам различного вида занятий, а не личности самого ребенка, его деятельности. В школе сложилась ситуация, при которой подрастающее поколение учится, занимается учебными предметами, вопросами, которые не интересуют их, не имеют к ним прямого отношения, их не касаются. Они учатся «оперировать вообще», т.е. применять разные «инструменты» - язык, письмо, математику, технику, методы разных дисциплин и т.д. Не изучают предметы, которые они могли бы использовать практически, которые они могут выбрать. Как говорят в традиционной школе, предметами, «представляющими профессиональный интерес», школьники займутся позднее, в их профессиональной дальнейшей жизни. Образовательная задача, решаемая в подростковом возрасте, - построение целостной научной картины мира, оказывается в стороне от задач традиционной школы. Видимый мир, в котором ребенок живет, целостный, яркий, событийный; содержание же предметного обучения – частично, разорвано, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Знания, получаемые ребенком в предметном содержании, сами по себе зачастую отобраны достаточно случайно и устаревают до того, как ребенок закончит школу.

2. Классно-урочная система обучения.

Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Об успехах выполнения занятий и обучения судят, главным образом, на основе системы оценивания и аттестации («школьные отметки», «переход из класса в класс», и «окончание школы»). Логика этой системы требует совершенствования формальных критериев (объем зачетных и контрольных текстов, количество выполненных заданий, равномерность занятий и т.п.).

3. Монопольность позиции учителя на овладении единственно верным и правильным знанием. Авторитарность позиции учителя по отношению к ученику.

Учитель в рамках традиционной школы рассматривается как часть технологической цепочки, выполняющего функции трансляции знаний, умений и навыков, отобранных в специальные книги – учебники, специальными людьми – методистами или учеными-педагогами. Его отношения с детьми, коллегами, родителями строятся по жестким схемам. Авторитарный стиль взаимоотношений в системе ученик – учитель, предполагает субъект-объектное взаимодействие, где учитель – субъект, а ученик – объект воздействия учителя. Отношения учеников и учителя большей частью зависят от «поведения обучаемого» и «выполнения заданий». Учителя имеют право широко использовать различные «санкции», например, чтобы помешать «посторонним» занятиям или другим формам взаимодействия учеников как противоречащих учебной программе.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...

Влияние вредных привычек на развитие подростков
Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумыва ...

Формы учебной работы в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Данная система сложилась и законодательно закрепилась в российском образовании в 70-х годах прошлого века как альтернатива традиционной системе образования (в 1996 году решением Коллегии Министерства образования РФ она была признана одной из трех государственных систем). Система развивающего обучен ...

Навигация