Чтение как средство воспитания памяти и мышления

Материалы о педагогике » Этапы самостоятельной работы с книгой » Чтение как средство воспитания памяти и мышления

Страница 1

Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других авторов об этом предмете и, оценив их правильность, прийти к собственному суждению о прочитанном.

Это суждение читателя может быть истинным или ложным. Оно будет истинным в том случае, если читатель располагает более верными основаниями для своего суждения, знает более того, что знает автор по данному предмету, - или же оно может быть ложным, если читатель не соглашается с автором, вовсе не вступая с ним в спор, а просто из нежелания думать по этому вопросу или в силу “мысленного каприза”, простого своеволия или прямого обращения не к рассуждению, к разуму, но к своим чувствам, страстям, желаниям, вовсе не считаясь с теми доводами, которыми автор обосновывает свои тезисы.

Суждение может быть ложным в случае, если читатель нарушает в процессе мышления законы логики и диалектики.

Как уже упоминалось, работая с книгой, приходится:

читать;

понимать;

разбираться в прочитанном;

записывать;

запоминать;

усваивать (ассимилировать).

Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются .

Чтение предполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу, как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг – это беседа с лучшими умами человечества.

Иногда чтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить, спорить, т. е. правильно, логично мыслить. Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинность своих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы, распознавать у себя и у других ошибки мышления.

В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все более и более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческой мысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.

Самостоятельное размышление о предмете познания – один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения.

Пробуждение подобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействовать работа с книгой.

Особенно плодотворно для воспитания мышления чтение таких книг, в которых оно представлено в наиболее непосредственном виде – в форме отвлеченных размышлений их авторов.

Читателю полезно будет узнать и о некоторых простых приемах, которые содействуют воспитанию памяти и мышления в процессе чтения, прежде чем он сможет применять более сложные виды самостоятельного мышления для изучения собственно философской литературы.

Во время чтения, во-первых, надо ясно понимать, что в любом тексте представлены две стороны его – то, о чем говорится (предмет мышления), и то, что именно говорится о предмете мышления. Надо приобрести навык различия этих двух элементов текста без особой остановки, как бы по ходу чтения, чтобы понимание “о чем” и “что” приходило само собою.

Надо всегда уяснять себе, о чем и что говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, в каждом параграфе, главе и т. д., а затем – четко себе представлять и понимать, о чем и что именно говорится в статье, в прочитанной книге в целом и т.п.

Например, в абзаце:

“ .Крупные работники были также выдающимися мастерами работы, замечательными организаторами личного труда. Это были подлинные виртуозы в искусстве рационализации, выбора техники и приемов личной работы. Сами они не раз подчеркивали, что главные причины их успехов не столько в физической работоспособности или природной одаренности, сколько в методах работы, настойчиво совершенствуемых и постоянно применяемых” рассматривается вопрос о причинах успехов в творчестве крупных работников умственного.

Что же говорится в ответ на данный вопрос?

Утверждается, что главной причиной этих успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянно применяемые методы их работы.

Второй прием воспитания логических навыков чтения состоит в постоянной заботе читателя не только о том, чтобы воспринять мысль, но еще и вникнуть в смысл этой мысли, зависящей от ее направленности, от определения автором, а затем и читателем, , ключевого слова (логического ударения).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников
Дислалия (от греческого dis-расстройство, lalia-речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Она является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным советского ученого Е.Ф.Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошколь ...

Теоретико-методическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Актуальность проблемы дисграфии в школьном возрасте показывает необходимость профилактической работы по устранению ее предпосылок в дошкольном детстве. Предпосылки проявляются в несформированности какой-либо функции или ряда функций, которые в норме должны быть развиты перед поступлением ребенка в ...

Специфика письменной деловой коммуникации на иностранном языке
Умение писать – одно из важных умений в жизни человека. Безусловно, существуют сферы деятельности, где способность четко выразить свои мысли высоко ценится, особенно это касается деловой сферы (служебные отношения и бизнес). Здесь умение писать подразумевает умение грамотно составлять деловые письм ...

Навигация