Чтение как средство воспитания памяти и мышления

Материалы о педагогике » Этапы самостоятельной работы с книгой » Чтение как средство воспитания памяти и мышления

Страница 1

Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других авторов об этом предмете и, оценив их правильность, прийти к собственному суждению о прочитанном.

Это суждение читателя может быть истинным или ложным. Оно будет истинным в том случае, если читатель располагает более верными основаниями для своего суждения, знает более того, что знает автор по данному предмету, - или же оно может быть ложным, если читатель не соглашается с автором, вовсе не вступая с ним в спор, а просто из нежелания думать по этому вопросу или в силу “мысленного каприза”, простого своеволия или прямого обращения не к рассуждению, к разуму, но к своим чувствам, страстям, желаниям, вовсе не считаясь с теми доводами, которыми автор обосновывает свои тезисы.

Суждение может быть ложным в случае, если читатель нарушает в процессе мышления законы логики и диалектики.

Как уже упоминалось, работая с книгой, приходится:

читать;

понимать;

разбираться в прочитанном;

записывать;

запоминать;

усваивать (ассимилировать).

Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются .

Чтение предполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу, как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг – это беседа с лучшими умами человечества.

Иногда чтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить, спорить, т. е. правильно, логично мыслить. Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинность своих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы, распознавать у себя и у других ошибки мышления.

В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все более и более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческой мысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.

Самостоятельное размышление о предмете познания – один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения.

Пробуждение подобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействовать работа с книгой.

Особенно плодотворно для воспитания мышления чтение таких книг, в которых оно представлено в наиболее непосредственном виде – в форме отвлеченных размышлений их авторов.

Читателю полезно будет узнать и о некоторых простых приемах, которые содействуют воспитанию памяти и мышления в процессе чтения, прежде чем он сможет применять более сложные виды самостоятельного мышления для изучения собственно философской литературы.

Во время чтения, во-первых, надо ясно понимать, что в любом тексте представлены две стороны его – то, о чем говорится (предмет мышления), и то, что именно говорится о предмете мышления. Надо приобрести навык различия этих двух элементов текста без особой остановки, как бы по ходу чтения, чтобы понимание “о чем” и “что” приходило само собою.

Надо всегда уяснять себе, о чем и что говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, в каждом параграфе, главе и т. д., а затем – четко себе представлять и понимать, о чем и что именно говорится в статье, в прочитанной книге в целом и т.п.

Например, в абзаце:

“ .Крупные работники были также выдающимися мастерами работы, замечательными организаторами личного труда. Это были подлинные виртуозы в искусстве рационализации, выбора техники и приемов личной работы. Сами они не раз подчеркивали, что главные причины их успехов не столько в физической работоспособности или природной одаренности, сколько в методах работы, настойчиво совершенствуемых и постоянно применяемых” рассматривается вопрос о причинах успехов в творчестве крупных работников умственного.

Что же говорится в ответ на данный вопрос?

Утверждается, что главной причиной этих успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянно применяемые методы их работы.

Второй прием воспитания логических навыков чтения состоит в постоянной заботе читателя не только о том, чтобы воспринять мысль, но еще и вникнуть в смысл этой мысли, зависящей от ее направленности, от определения автором, а затем и читателем, , ключевого слова (логического ударения).

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...

Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема
компьютерный обучение иностранный язык Понятие деятельности является центральным понятием психолого-педагогических теорий. Любая деятельность осуществляется в рамках решения некоторой задачи. То есть поставленная цель побуждает соответствующую деятельность. Согласно теории Л.С. Выготского, любая де ...

Воспитательные функции хореографического искусства
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танец является богатейшим источником эстетиче ...

Навигация