Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности

Страница 1

Любая деятельность людей, в том числе и профессиональная, находится в зависимости от уровня культуры, как отдельного индивида, так и общества в целом. Несмотря на некоторые теории о врождённой, генетической предрасположенности к тому или иному уровню индивидуальной культуры, большинство мнений сходятся на том, что это приобретённое свойство личности. Это подтверждается в педагогических исследованиях С. И. Гессена, считающего, что между образованием и культурой имеется точное соответствие. «Образование есть не что иное, как культура индивида, - пишет он, -сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Вот почему, проводя педагогическое исследование, мы считаем обязательным обращение к понятию «культура». Мы ставим задачей нашей работы именно формирование культуры делового общения как части профессиональной культуры личности.

Для современного уровня научного познания характерно рассмотрение культуры как «сквозной общественной системы, пронизывающей все стороны жизни общества», в результате чего под культурой понимается «не только станки, машины, здания, произведения искусств, научные работы, созданные людьми, но и сами конкретные люди, создающие их, во всем многообразии и всесторонности своих жизненных проявлений, во всей полноте своего индивидуального бытия».

Безусловно, это далеко не полный перечень определений понятия «культура». Оно принадлежит к одному из самых многозначных понятий. Мы не имеем возможности провести в рамках нашего исследования детальные культурологические изыскания. Но мы попытаемся определить место культуры делового общения в системе общей культуры, профессиональной культуры личности и выявить её основные характеристики.

Общая культура человека складывается из многих составляющих элементов. Например, выделяют художественную, правовую, коммуникативную, политическую, бытовую, профессиональную, экономическую, нравственную, экологическую культуру.

Н. Б. Крылова добавляет к этому перечню научную, эстетическую, политическую культуру. Автор считает, что на практике связь отдельных видов культуры может стать нерасторжимой. В структуре деятельности специалиста типология его культуры в значительной степени определяется его специальностью и профессией. В деятельности учёного, например, в тех или иных формах сливаются профессиональная и научная культура; в деятельности художника совмещаются профессиональная и эстетическая культура. По аналогии мы делаем вывод, что для формирования культуры делового общения наиболее значимыми являются коммуникативная и профессиональная культура специалиста.

В. В. Соколова считает, что понятие культуры общения определяется исторически выработанными нормами, правилами, образцами, которые регулируют создание гармонии с окружающей средой. Коммуникативную культуру автор определяет как «совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения».

Культура делового общения является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры. Подходы к пониманию этого феномена рассмотрены в работах Н. Б. Крыловой, А. Ф. Лосева, Н. Д. Никандрова, В. Д.Симоненко, и др.

Актуальным сегодня является выделение организационной культуры или культуры предпринимательства, которую американский социолог Е. Н. Шейн характеризует как «набор приёмов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем. Эти правила, и приёмы представляют собой отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений». Содержание организационной культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда.

В педагогике нашли широкое освещение вопросы культуры педагогического общения, а так же обоснование роли и места культуры общения в структуре профессиональной деятельности учителя.

Применительно к любой специальности культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в индивидуальной деятельности; как итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Роль слушанья музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопров ...

Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах
Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая ...

Навигация