Разрабатывая программу формирования культуры делового общения студентов, мы исходили из закономерностей развития и функционирования модели формирования культуры делового общения; собственная работа особенностей коммуникативной деятельности студентов; анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих специалистов, а так же представления о том, что формирование культуры делового общения – процесс управляемый.
Так как большинство использованных нами в качестве операционных методик (стандартизированные и разработанные самостоятельно) - на уровне самооценивания тех или иных качеств и характеристик, для большей достоверности полученных данных мы сочли необходимым коррелировать их с данными самооценки личности.
Самооценка является структурным важнейшим компонентом самосознания личности, сущность которого состоит в осознании себя и в определенном отношении к самому себе. Самооценка - одна из наиболее изученных сторон самосознания, её можно рассматривать как «ядро» самосознания, фундаментальное свойство личности, играющее ведущую роль в структуре ее мотивационной сферы, в регуляции человеком своего поведения и деятельности, в формировании качеств личности, самокритичности, уверенности в себе, уровне притязаний.
Нами была изучена самооценка уровня выраженности качеств и умений, характеризующих культуру делового общения методом анкетного опроса по 10-бальной шкале до и после экспериментальной работы. В результате обработки анкет мы получили следующие данные.
Самооценка выраженности качеств и умений,
характеризующих культуру делового общения
Таблица 9
|
Качества и Умения |
1 курс, в % |
2 курс, в% | ||||
|
зани-жена |
адек-ватна |
завы-шена |
зани-жена |
Адекватна |
завы-шена | |
|
Стремление к саморазвитию культуры делового общения |
11,43 |
48,57 |
40 |
12,76 |
61,7 |
25,54 |
|
Умение выразительно, грамотно говорить |
12,00 |
47,42 |
40,58 |
7,09 |
69,5 |
23,41 |
|
Умение слушать собеседника |
13,14 |
41,14 |
45,72 |
9,21 |
69,52 |
21,27 |
|
Умение управлять своей мимикой, пантомимикой, интонацией, голосом |
17,14 |
38,85 |
44,01 |
6,38 |
63,8 |
29,82 |
|
Умение создавать оптимальный эмоциональный настрой |
15,42 |
34,85 |
49,73 |
9,2 |
53,9 |
36,9 |
|
Умение устанавливать первичный контакт |
9,73 |
43,42 |
46,85 |
10,63 |
56,75 |
32,62 |
|
Умение аргументированно высказывать своё мнение |
16,0 |
35,42 |
48,58 |
9,92 |
58,86 |
31,22 |
|
Умение планировать своё время |
16,0 |
40,0 |
44,0 |
8,52 |
,60,99 |
30,49 |
|
Умение быть терпимым, доброжелательным к мнению собеседника |
8,0 |
42,28 |
49,72 |
9,93 |
45,39 |
44,68 |
|
Умение разрешать конфликтные ситуации |
9,14 |
44,58 |
,46,28 |
7,09 |
72,35 |
20,56 |
|
Умение выявить психологический тип собеседника, особенности его характера, темперамента |
12,0 |
39,42 |
48,58 |
7,00 |
61,7 |
31,3 |
|
Владение приемами стимулирования интереса слушателей |
20,0 |
41,14 |
38,86 |
12,05 |
58,86 |
29,09 |
|
Умение использовать основные логические категории и законы |
9,72 |
44,0 |
46,28 |
9,92 |
73,75 |
16,33 |
|
Умение создать имидж, адекватный ситуациям делового общения внешний вид |
16,0 |
31,42 |
52,58 |
8,52 |
57,44 |
34,04 |
|
Владение современными информационными технологиями |
20, |
42,28 |
37,72 |
11,36 |
58,15 |
30,49 |
|
Умение вести деловую переписку в соответствии с нормативными требованиями |
13,72 |
40,28 |
46,0 |
10,36 |
49,6 |
40,04 |
|
Умение вести себя в соответствии с правилами делового этикета |
24,0 |
30,28 |
45,72 |
14,18 |
56,04 |
29,78 |
Материалы по педагогике:
Классификация педагогических программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется ...
Проявление заикания и его формы как одна из проблем
современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...
Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о ...