Таким образом, методом включенного наблюдения удалось выделить внешнюю систему действий учителя, реализующего проектный метод обучения. Эта система действий отвечает, выделенными нами ранее, принципам работы педагога в рамках метода проекта, а именно: принципу равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками; принципу предоставления права ребенку на самостоятельное действие; принципу кооперативной работы в группе; принципу учета в деятельности педагога задач подросткового возраста, а отсюда следует и формирование качественно новой позиции педагога по отношению к ученику и, наконец, принципу критического осмысления собственной деятельности самим педагогом.
На основе контент-анализа ответов педагогов в опросе-самоанализе, мы получили картину представлений педагогов о собственных действиях на традиционном уроке и на уроке, осуществляемого на принципах проектного метода обучения.
В таблице рассмотрено процентное соотношение ответов педагогов, относительно тех или иных действий, доминирующих на традиционном уроке и уроке, организованном по принципу проектного метода.
Таблица 3.2.
Действия учителя |
Традиционный урок |
Урок, организованный по принципу проектного метода |
Контроль за соблюдением нормативов учебных дисциплин в соответствии с программой курса |
90% |
10% |
Трансляция знаний ученикам |
85% |
15% |
Проверка уровня усвоения знаний через проведение внешнего контроля (срез) |
80% |
20% |
Консультирование при возникновении у детей затруднений в деятельности |
20% |
80% |
Передача метода, способа действия ученику |
35% |
65% |
Организация коммуникации и взаимодействия с другими учителями |
10% |
90% |
Организация партнерских взаимоотношений учителя с учеником |
50% |
90% |
Контроль за соблюдением дисциплины на занятии, контроль за выполнением заданий учеником |
80% |
20% |
Введение рефлексивного наблюдения за возможными изменениями в личности ребенка, за возникшими трудностями в ходе работы |
10% |
100% |
Введение различной документации |
80% |
50% |
Таким образом, по данным включенного наблюдения можно определить, что система действий учителя в ходе реализации приобрела качественно новую направленность. Для выяснения изменений во «внутреннем» плане учителей, было проведен опрос-самоанализ учителей-участников эксперимента, на предмет установления изменений в понимании позиции педагогами по отношению к ученикам.
Материалы по педагогике:
Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений
детского фольклора
Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения. В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направлен ...
Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных
целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...
Изучение опыта ведущих преподавателей
Я присутствовал на лекции преподавателя кафедры Металлорежущие станки и инструменты Шумаковой Т.А. Лекция по дисциплине "Станки и станочные комплексы" читалась группе 4-го курса: ММ – 371. Тема лекции: " Классификация станков ". Эта лекция является основой для всех последующих з ...