Методические приемы, используемые при изучении темы «Бактерии»

Материалы о педагогике » Методические особенности изучения темы "Бактерии" в школьном курсе биологии » Методические приемы, используемые при изучении темы «Бактерии»

Страница 1

При изучении бактерий важно, чтобы учащиеся хорошо усвоили, что эта группа организмов существенно отличается от растений, животных и грибов. Бактерии очень малого размера, не имеют ядерной оболочки, настоящего ядра, поэтому их относят к ядерным организмам.

Основное внимание при этом должно быть сосредоточено и уяснение школьниками особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, примитивного уровня их организации, роли в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Особ', необходимо выделить вопрос о выращивании бактерий для производства лекарств, витаминов и других органических веществ.

Успешному решению этих задач способствует использование рассказа, беседы на основе демонстрации таблицы «Бактерии, бактерий под микроскопом, диапозитивов «Бактерии», организация самостоятельной работы учащихся с таблицами, подготовка школьниками сообщений.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Знакомство с бактериями начинается с изучения их характерных признаков, отличий от растений и животных. На это следует выделить один урок. Главное внимание на нем необходимо сосредоточить на раскрытии особенностей, уровня организации этих организмов: строения, питания, размножения и распространения. В связи с большим объемом материала целесообразно весь урок посвятить его изучению.

Знакомству с бактериями предшествует беседа о систематике и основных систематических категориях, демонстрация самодельной схемы 18.

Затем учитель знакомит учащихся с бактериями. Он подчеркивает, что это одноклеточные организмы, у них нет оформленного ядра, отмечает их отличия от растений, демонстрируя таблицы «Бактерии», «Строение растительной клетки». В процессе беседы, демонстрации бактерий под микроскопом школьники узнают о строении н жизнедеятельности бактерий, их многообразии по форме, размерам, передвижению. В то же время учащиеся находят общие черты в строении и процессах жизнедеятельности бактерий.

Чтобы учащиеся смогли убедиться в простой организации бактерий, им предлагается самостоятельная работа по заданию: рассмотрите на таблицах растительную клетку и клетку бактерии, найдите черты сходства и отличия. Сделайте вывод об уровне организации бактерий.

Далее в процессе беседы на основе демонстрации диапозитивов или в процессе работы с учебником учащиеся узнают о широком распространении бактерий, заселении ими разных сред обитания. Учитель может сообщить, что бактерии обнаруживаются всюду: в каждой капле воды, даже самой чистой, в воздухе, почве, в снегах полярных областей, в почвах пустыни Сахара, в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км, и даже в горячих источниках с температурой около 80° С.

В заключение урока выясняется приспособленность бактерий к выживанию. Учитель спрашивает: почему бактерии — одноклеточные просто организованные организмы — существуют в природе наряду с высокоорганизованными? Обсуждение этого вопроса в процессе беседы, демонстрации диапозитивов подводит учащихся к выводу о том, что выживанию бактерий в природе способствуют большая скорость размножения в благоприятных условиях, образование спор как способ переживания неблагоприятных условий. Учитель может сообщить, что споры бактерий выдерживают даже кипячение.

С целью закрепления знаний о строении и жизнедеятельности бактерий, их распространении и приспособленности к выживанию проводится беседа по вопросам: почему бактерии относят к до-ядерным организмам? Чем отличается клетка бактерий от растительной клетки? Какие бактерии называют сапрофитами, а какие— паразитами? В чем выражается приспособленность бактерий к существованию в природе наряду с высокоорганизованными организмами?

Значение бактерий. На изучение материала о значении бактерий необходимо выделить два урока. На первом — раскрыть роль бактерий в природе, их значение в разложении органических веществ; па втором — подробно остановиться на значении бактерий в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, использовании их для производства различных органических веществ.

Первый урок по изучению значения бактерий в природе целесообразно начать с проверки знаний о среде обитания, строении и жизнедеятельности бактерий, их уровне организации.

Затем учитель предлагает учащимся выяснить роль бактерий в круговороте веществ в природе и спрашивает учащихся: что происходит с отмершими растениями и животными? В результате обсуждения ответов учащихся они подводятся к выводу, что бактерии участвуют в круговороте различных веществ в природе, например углерода, железа, серы, азота, фосфора и многих других. Бактерии гниения разлагают трупы до перегноя, а почвенные бактерии разрушают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Психолого-педагогический эксперимент является основным методом исследования детей дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось в течение сентября на базе МДОУ детский сад № 181 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительных к школе групп. При проведении пс ...

Функции родительского комитета
Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по п ...

История развития футбола
Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции (&qu ...

Навигация