Геоэкологическое образование в педагогическом процессе

Материалы о педагогике » Мышление в школьном курсе географии » Геоэкологическое образование в педагогическом процессе

Страница 1

Знания в области геоэкологии чрезвычайно разнообразны и многослойны: от конкретных сведений, призванных удовлетворять запросы повседневной практики природопользования, до философско-мировоззренческих обобщений, раскрывающих закономерности взаимодействия общества и природы. Вот почему задача выработки на углубление геоэкологических знаний нуждается в конкретизации.

Если быть предельно кратким, то это должна быть ориентация на основные показатели геоэкологической образованности как одного из важнейших элементов геоэкологической культуры. Такая ориентация предназначена «программировать» процесс геоэкологического образования. Следовательно – деятельность и обучающих (преподавателей, лекторов и т.д.) и обучаемых. Одновременно к деятельности и тех и других предъявляются специфические требования, и одно из главных требований к обучающим (начнем с них) – основательное методологическое обеспечение геоэкологической подготовки.

Такое обеспечение предполагает уяснение внутренней логики развертывания последовательного ряда методологических принципов исследования системы «общество-природа» к принципам геоэкологического познания, затем к принципам геоэкологического образования, а от них принципам геоэкологического воспитания.

Среди философско-методологических принципов следует особо выделить принципы целостного, всестороннего исследования взаимоотношений между обществом и природой и конкретно- исторического анализа этих взаимодействий. Эти принципы являются «сквозными» для приведенного ряда и преломляются в остальных принципах.

Объективную основу принципа целостного исследования составляет общество и природа. Основу данного принципа составляет концепция диалектического единства, разработанная Ф. Энгельсом, в его замечательной работе «Диалектика природы».

Концепция диалектического единства общества и природы, суть которой состоит в том, что пока существуют люди, история природы и история общества взаимно обусловливают друг друга. Основные положения концепции таковы: 1) общество «живет» природой, поэтому оно и испытывает воздействие природы, и оказывает не нее влияние; 2) основой взаимодействия общества и природы, «обмен веществ» между ними является материальное производство; 3) в ходе истории противоречивое единство общества и природы развивается, поскольку изменяется степень их взаимодействия, его последствия и т.д.; 4) перспективы общественного прогресса – переход от системы «всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств» к обществу, исключающему такую эксплуатацию, к подлинно гармоничным отношениям между обществом и природой. Принцип конкретно-исторического анализа отражает динамичное многообразие связей между обществом и природой, обусловленное рядом причин. Среди них наиболее значимы – это, естественные условия среды обитания человечества, существенно разнятся воздействия обществ на природу вследствие его внутренней дифференциации, различные социальные явления, предопределяющие особенности этапов эволюции системы «общества-природы».

Следует заметить, что исходя из этих тенденций, К. Маркс и Ф. Энгельс прогнозировали усложнение взаимоотношений между обществом и природой и предупреждали, что если не будут созданы необходимые условия для их гармонизации, то неизбежно дальнейшее нарастание негативных последствий использования природы, «мести» с ее стороны.

Философско-методологичесие принципы целостного, всестороннего исследования взаимодействия общества и природы и конкретно-исторического анализа этого взаимодействия приобретает все большее значение по мере расширения, углубления и усложнения взаимосвязей между обществом и природой.

Эти принципы реализуются в процессе геоэкологизации современного научного познания – процессе. Основные тенденции, которой воплощают диалектику интеграции и дифференциации наук, единство междисциплинарных и специальных исследований.

Во-первых, анализ системы «общество-природа» входит в само основание научного мировоззрения, и по мере того, как происходящие в этой системе геоэкологические процессы приобретают глобальный характер и становятся все более важными для человечества, усиливается геоэкологизация мировоззрения.

Во-вторых, в ходе современного познания все более отчетливо выделяется геоэкологический аспект в различных естественных, технических и общественных науках.

В-третьих, для современного научного познания характерно становление и развитие целостных, комплексных сфер (или направлений) геоэкологических исследований.

В-четвертых, в процессе научного познания расширяются и интенсифицируются исследования, носящие преимущественно регионально – отраслевой характер.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Позиция учителя при реализации проектного метода обучения
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них: 1. 1. Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индиви ...

Изучение опыта ведущих преподавателей
Я присутствовал на лекции преподавателя кафедры Металлорежущие станки и инструменты Шумаковой Т.А. Лекция по дисциплине "Станки и станочные комплексы" читалась группе 4-го курса: ММ – 371. Тема лекции: " Классификация станков ". Эта лекция является основой для всех последующих з ...

Навигация