Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом», включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
В нравственном воспитании детей народом широко используются традиционные общественные и семейные праздники, праздничные обычаи, обряды, ритуалы. Общественные праздники, как особый способ массового и публичного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, имея гуманистическую направленность, способствуют формированию личности. В психолого-педагогическом плане традиционные семейные праздники — это совокупность действий членов семьи (их близких родственников, друзей), чаще всего приуроченных к какому-то событию семейного и личного характера и в современной семье - календарной дате. Дети дошкольного возраста, принимая активное участие в общественных и семейных праздниках, получают эмоциональное удовлетворение, приобщаются к духовным ценностям и приобретают социальный опыт.
Выяснилось, что культ предков - самых старших в роду, в семье -бабушек, дедушек, родителей, культ матери и отца в отдельности, культ ребенка традиционно выступают отдельно. В культе предков преобладает больше суеверного, религиозного, в которых предполагается поддержка авторитета в воспитании детей, учет их идеалов и опыта в практике семейного воспитания. Культ матери объясняется её воспитательной ролью от рождения до взросления детей, а культ отца выступает как фактор морального авторитета, защитника. Культ ребёнка получает своё начало от традиционной любви к детям, к каждому ребёнку, независимо от их количества. Он отражается в строгом соблюдении обычаев, обрядов, ритуалов, церемоний, направленных на воспитание и развитие личности ребёнка.
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом жизни. Они поднимают на новую ступень взаимоотношения людей в обществе, семье, быту, помогают строить лучшую жизнь, красивую по форме и богатую по содержанию, воспитывать детей на высоком уровне нравственных норм и принципов.
Материалы по педагогике:
Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики
вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...
Анализ методической литературы по проблеме использования дидактической игры
в ознакомлении старших дошкольников с сезонными изменениями в природе
Дидактические игры, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, используются давно. Сегодня нет ни одного дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении без дидактической игры того или иного характера. Очень много методических пособий посвящено дидактическим играм. Но анализ мето ...
Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельно ...