Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности

Материалы о педагогике » Научная организация педагогического труда » Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности

Управление рассматривают, как целенаправленное, планомерное воздействие извне на организованный объект или процесс перевода системы из одного состояния в другое.

Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в совершенстве изучить объект управления и конечно же, иметь возможности применить свои знания на практике.

Если попытаться выявить главное звено в цепи проблем организации управления школой, то по моему мнению, им является организация педагогической деятельности учителя и НОТ ученика.

Решение задач научной организации труда учителя и учащегося имеет не только тактическое, но и стратегическое значение. В втором случае НОТ обеспечивает на уровне современных требований воспитание высокой организованности учащихся, подготовку их к жизни, к труду.

Для учителя практический интерес представляет вопрос о том, где именно в НОПТ «заложены» элементы управления педагогической деятельностью, и когда в процессе труда возникает потребность в относительно самостоятельном решении управленческих задач.

Можно проследить, как в той или иной конкретной педагогической деятельности – в процессе ее организации реализуется функция управления. В качестве примера возьму урок – самая распространенная совместная деятельность учителя и учащегося.

Звонок. Учащиеся входят в класс, садятся на сои места и готовятся к занятиям. Здесь налицо самоорганизация. В каждом конкретном случае – лучше или хуже – «срабатывает» сложившийся стереотип коллективной деятельности учащихся. Об управлении можно говорить лишь после того, как в классе появляется учитель.

Урок, как и любая другая деятельность, начинается с постановки цели. Чтобы достичь поставленной цели в соответствии с содержанием работы, требованиями к обучению и воспитанию учащихся, условиями в которых деятельность осуществляется, учитель формирует комплекс задач, соответствующих поставленной цели. В соответствии с этими задачами избираются целесообразные методы, средства, составляются организованные принципы планирования.

Реализуя план, учитель не просто стремится решить ту или иную организационную задачу, а придерживается определенного регламента, установленного в его плане на основе личного опыта. Одновременно он ведет наблюдение за процессом труда, регистрирует в памяти все, что поддается обычному наблюдению. Для получения более объективной, достоверной информации и осуществления обратной связи учитель осуществляет контроль. На всех этапах урока педагог стремится к достижению наилучшего результата.

Материалы по педагогике:

Семья как институт социализации
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов семьи, определенная структура ролей и норм взаимоде ...

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...

Навигация