Идеал красоты у горцев Северного Кавказа

Материалы о педагогике » Идеал прекрасного в народной педагогике » Идеал красоты у горцев Северного Кавказа

Страница 1

Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педа­гогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравствен­но целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты. Наиболее полно содержание такого воспитания на­шло отражение в народном идеале горца. Эстетический иде­ал горцев есть составная часть идеала совершенного человека, который, по представлениям горцев должен быть умным и сильным, подвижным, работоспособным и выносливым, умеющим преодолевать все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен был быть мужественным, про­являть в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доб­лесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства и уметь ценить прекрасное, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорб­лять честь семьи, рода. Как показал Г.Н. Волков, идеалы воспитания предписывали быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

В представлениях народов Адыгеи, Кабардино - Балкарии и Карачаево-Черкесии совершенный мужчина выглядит следующим образом. Исход­ным в его облике являются ум и физические качества, но определяющи­ми - его жизнедеятельность - нравственно- эстетические качества. Каж­дая горская семья ставила перед собой цель, воспитать из сына настояще­го мужчину - джигита.

Анализ фольклора, этнографических материалов, исторических доку­ментов позволяет представить обобщенный образ идеального горского мужчины, которого называют джигитом. В образе джигита воплощены вековечные чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум и трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность и др. Мужчина - добытчик, кормилец, хозяин. Его авторитет в семье непререкаем. Посло­вица "Хороший сын-памятник отцу" обязывала родителя быть образцом прежде всего для своего сына. Большим укором звучали слова: "Ты позо­ришь имя отца, семьи, рода". Старики - аксакалы и сегодня не спраши­вают у молодого человека имя, а спрашивают имя отца и деда, по кото­рым судят о роде из которого вышел человек. Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, оставшиеся от деда, прадеда. Чтобы оправдать имя настоящего джигита, молодой чело­век должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, но бес­пощадным к врагам. Жизнь с ее множеством испытаний давала основа­ние заключить, обладает ли человек этими качествами, достоин ли он но­сить титул джигита. Горцы возлагали на джигита высокую миссию - быть народным заступником. Народ любил своих джигитов, нуждался в них, как земля в долгожданном дожде. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вот пример: "Родится джигит - счастье для села, польет дождь - счастье для земли''. В пожеланиях новорожденному мальчику старшие выражали мечту видеть его в будущем джигитом, защитником своего народа. В карачаево-балкарской сказке "Джигит джаш" (мужественный парень) пока­зан народный обычай посвящения в джигиты. Этот обычай являлся сво­его рода смотром физической силы, военно - спортивной подготовки в том числе джигитовки. Джигитовки для молодых горцев являлись настоящим общественным экзаменом, устраиваемым для них неподкупным экзаме­натором ~ народом. Для проведения джигитовки заранее выбиралось ме­сто, маршрут для всадника, готовились подарки победителям. Если джи­гитовка проводилась на праздничных торжествах, то призы готовили де­вушки. Подарки готовились с особой тщательностью, так как по ним лю­ди могли судить об умении будущих невест рукодельничать. Для джиги­тов проводились физические состязания, куда непременно входила на­циональная борьба "тутуш". Нередко взрослые становились восторжен­ными зрителями поединка между юношами - борцами, испытывавшими свои силы под бодрящие возгласы взрослых. Наблюдателями спортивных соревнований являлись и дети. Они были в центре внимания старших, руководивших формированием в них всех качеств, присущих настояще­му джигиту. Не случайно в некоторых горских сказках приводятся факты, свидетельствующие о том, что мальчики оказывались лучшими стрелка­ми, наездниками (сказки "Аллахберди", "Батыр джашчыкъ") и др.

Для кавказского мужчины самым большим позором считалось про­слыть трусливым человеком. Народ осуждал людей, проявлявших тру­сость.

В жизни горского общества женщина занимала особое положение. Это отмечали многие ученые, путешественники побывавшие на Северном Кавказе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

История возникновения вредных привычек
К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещес ...

Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую
Содержательные характеристики: 1. наличие личностного смысла учения. 2. действенность – влияние мотива на учение и поведение (реально действующий или значимый мотив). Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зре ...

Описание организации и методов исследования
С целью исследования влияния внешкольной деятельности на развитие личности старшеклассников была организована экспериментальная группа, в которую вошли 15 старшеклассников, обучающихся в 11 классе общеобразовательной школы в возрасте 16-17 лет, и контрольная группа, в состав которой вошли 15 старше ...

Навигация