Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Материалы о педагогике » Сказка как средство развития личности ребенка » Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Страница 1

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев.

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку — и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» — и осталась ни с чем.

Сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны.

— Зачем ему (ей) какие-то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? — говорят они. — Сейчас надо быть практичным, твёрдо стоять на ногах, а не витать в облаках. Новый век — век информации, вот пусть и набирается её с малолетства.

А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Помню, однажды я участвовала в телепередаче вместе с одной известной эстрадной певицей, и она как раз говорила о том, что не читает своей пятилетней дочке сказок, поскольку там постоянно кто-то кого-то обижает, обманывает, бросает на произвол судьбы, пытается съесть и т.п.

Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.

Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка — это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.

Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни. Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...

Влияние индивидуального стиля на профессиональную деятельность тренера
Основной стиль в работе спортивных педагогов характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность и деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, чувство нового и умение видеть перспективу, правильный подбор кадров и пров ...

Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит на только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания ...

Навигация