Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Материалы о педагогике » Сказка как средство развития личности ребенка » Воспитание сказкой как одно из средств развития личности ребенка

Страница 1

Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев.

На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Не послушался Иванушка Алёнушку — и стряслась беда. Пожадничала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» — и осталась ни с чем.

Сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка. Хотя некоторые мамы и папы считают, что сказки современным детям не нужны.

— Зачем ему (ей) какие-то пустые бредни, бессмысленные, бесполезные фантазии? — говорят они. — Сейчас надо быть практичным, твёрдо стоять на ногах, а не витать в облаках. Новый век — век информации, вот пусть и набирается её с малолетства.

А кому-то народные сказки кажутся дикими, жестокими, не способными породить у ребёнка ничего, кроме многочисленных страхов. Помню, однажды я участвовала в телепередаче вместе с одной известной эстрадной певицей, и она как раз говорила о том, что не читает своей пятилетней дочке сказок, поскольку там постоянно кто-то кого-то обижает, обманывает, бросает на произвол судьбы, пытается съесть и т.п.

Однако если родители по тем или иным соображениям лишают ребёнка этого пласта культуры, они обделяют его как эмоционально, так и интеллектуально. В результате в развитии ребенка наблюдаются очень серьёзные, порой невосстановимые пробелы. Ведь сказки, как уже говорилось, являются выражением коллективного бессознательного, своего рода залежами коллективной культурной и исторической памяти, как отдельного народа, так и человечества в целом. Через них ребёнок в определённом возрасте осваивает мир, познаёт людей и нюансы человеческих отношений гораздо эффективней, чем с помощью самых занимательных энциклопедий. Проскочив этот этап развития, человек как бы уплощается, упрощается, роботизируется, утрачивает способность воспринимать мир объёмно и образно.

Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка.

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка — это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность.

Конечно, не стоит читать маленьким детям неадаптированных народных сказок. В «неприглаженном» фольклоре действительно много первобытной жестокости. Но литературно обработанные сказки содержат ту необходимую дозу знаний о дурном, без которой ребёнок будет расти в чересчур стерильной обстановке. Как в барокамере. И при первом же соприкосновении с жизнью может пострадать, потому что у него не будет выработано «психического иммунитета» к отрицательным явлениям жизни. Вот что пишет на эту тему доктор психологических наук Л. В. Стрелкова, много лет занимающаяся сказкотерапией: «Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой папы или мамы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Однако чтение страшных сказок и работа с ними требуют абсолютного доверия ребёнка к взрослому; если вы не уверены в том, что в ваших отношениях с ребёнком существует полная доверительность, подождите более благоприятного момента».

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Дислалия в работах отечественных специалистов
В отечественной логопедии начала ХХ в. объем понятия дислалии не отличалась от зарубежных исследователей. Но уже в 30-50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения ...

Функции родителей как первых воспитателей детей
Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Эта функция присуща семье со времен первобытнообщинного строя, когда уже между членами ...

Организация и методы экспериментального исследования
Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау. Задачи констатирующего этапа 1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их прояв ...

Навигация