– Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
– У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
– Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
Техника исполнения:
· выбор характерной позы; – четкость рук и жестов
· выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
· выбор фона и композиции;
· выбор цвета.
– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
Материалы по педагогике:
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре прис ...
Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...
Сущность социальной работы как науки
Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли так ...