– Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
– У каждого из вас произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
– Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.
– По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ, проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
– Теперь, когда вы знаете один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, – мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.
Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
Техника исполнения:
· выбор характерной позы; – четкость рук и жестов
· выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
· выбор фона и композиции;
· выбор цвета.
– Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Я – художник, хочу нарисовать портрет и выбираю себе натуру. Тот, кого я выберу, должен создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти я использую фотоаппарат.
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 2–3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?
Материалы по педагогике:
Категория «педагогическое проектирование»
Педагогическое проектирование- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором прои ...
Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыт ...
Возможности использования интерактивной доски в начальной
школе
Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это ...