В педагогической психологии к настоящему времени имеет место ряд исследований, свидетельствующих о единых для человека особенностях художественного восприятия и условиях его целенаправленного формирования. Портретные задачи в живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств.
Одним из направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности, живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой и др.
Необходимым элементом восприятия произведения искусства выступает его интерпретация, рассматриваемая как фундаментальная операция мышления, своего рода толкование, разъяснение оригинала в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта восприятия. Она может выражаться как в форме непосредственных эмоциональных реакций, так и в форме критических суждений, основанных на уже имеющихся у реципиента эстетических критериях. В качестве основных критериев оценки объекта восприятия в исследовании выделяются представления о качествах, которыми, по мнению субъекта восприятия, должен обладать персонаж художественного произведения. В связи с этим основное внимание уделяется психолого-искусствоведческому анализу личности героя. Взаимодействие субъекта и объекта восприятия тождественно целенаправленной активности индивида и выступает как деятельность.
Объект исследования
– восприятие портретной живописи учащимися среднего звена общеобразовательной школы (5–8 классы).
Предмет исследования
– портретная живопись как средство формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Цель исследования
– выявить приемы, способы и методы преподавания портретной живописи на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Задачи
:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) дать определение портрету и рассмотреть его виды;
3) определить психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена;
4) представить обзор основных методических источников по теме исследования;
5) рассмотреть методические рекомендации по теме исследования;
6) представить конспект урока по МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души».
Структура исследования
: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Практическая значимость работы:
Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, истории, истории мировых цивилизаций, литературе, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях и в вузах (культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).
Материалы по педагогике:
Разработка уроков по
теме «Алгоритм»
Урок информатики в 9-м классе по теме "Понятие алгоритма" Цель урока: Работа над понятием «алгоритм». Задачи: Образовательные - Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»; - Организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма; - Рассмотреть виды алгоритмов; - Изучить формы ...
Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...
Методические рекомендации по устранению дисграфии
на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в пропусках согласных букв при их стечении, пропусках гласных букв, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании слов и их разрывах. Наиболее сложная форма языкового а ...