В педагогической психологии к настоящему времени имеет место ряд исследований, свидетельствующих о единых для человека особенностях художественного восприятия и условиях его целенаправленного формирования. Портретные задачи в живописи дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение разных по своему характеру и внешним данным людей требует своеобразного цветового и тонального решений, использования различных изобразительных и композиционных средств.
Одним из направлений в плане развития образного видения является совершенствование методов обучения живописи портрета. Анализ современных методик преподавания живописи, в частности, живописи портрета, показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развивается. Различные аспекты методики обучения портретной живописи и композиции рассматриваются в диссертационных работах Л.И. Рындиной, В.П. Климович, Д.З. Колчиной, Е.А. Хижняк, Н.Н. Ломаевой и др.
Необходимым элементом восприятия произведения искусства выступает его интерпретация, рассматриваемая как фундаментальная операция мышления, своего рода толкование, разъяснение оригинала в зависимости от индивидуальности, социальной принадлежности, уровня развития субъекта восприятия. Она может выражаться как в форме непосредственных эмоциональных реакций, так и в форме критических суждений, основанных на уже имеющихся у реципиента эстетических критериях. В качестве основных критериев оценки объекта восприятия в исследовании выделяются представления о качествах, которыми, по мнению субъекта восприятия, должен обладать персонаж художественного произведения. В связи с этим основное внимание уделяется психолого-искусствоведческому анализу личности героя. Взаимодействие субъекта и объекта восприятия тождественно целенаправленной активности индивида и выступает как деятельность.
Объект исследования
– восприятие портретной живописи учащимися среднего звена общеобразовательной школы (5–8 классы).
Предмет исследования
– портретная живопись как средство формирования представлений о человеке на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Цель исследования
– выявить приемы, способы и методы преподавания портретной живописи на уроках мировой художественной культуры в средних классах.
Задачи
:
1) изучить литературу по теме исследования;
2) дать определение портрету и рассмотреть его виды;
3) определить психолого-педагогические особенности учащихся среднего звена;
4) представить обзор основных методических источников по теме исследования;
5) рассмотреть методические рекомендации по теме исследования;
6) представить конспект урока по МХК в 5 классе «Портрет – зеркало души».
Структура исследования
: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Практическая значимость работы:
Данная тема может быть рассмотрена в курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, истории, истории мировых цивилизаций, литературе, а также при преподавании дисциплин культурологического цикла в средних профессиональных учреждениях и в вузах (культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).
Материалы по педагогике:
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...
Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания
предмете «Технология»
В толковом словаре креативный означает – творческий, созидательный, новаторский. Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, нова ...
Использование пластико-ритмической гимнастики в
воспитании детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В специальной литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности ее развития. В связи с этим авторы подчеркивают необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с р ...