Диагностика учебной мотивации младших школьников

Страница 3

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Однако он не имеет диагностического инструментария, позволяющего определить характер учебной мотивации (ее направленность, динамику), проявляемой на его уроке. Сегодня в литературе можно найти методики, предназначенные для выявления, в частности, доминирования познавательного или игрового мотива ребенка, общего эмоционального отношения к школе; изучаются также отдельно направленность на приобретение знаний и направленность на отметки.

В качестве примеров методик, позволяющих исследовать отношение учащихся к учебным предметам, могут служить «Методика с конвертами» и «Составь расписание», разработанные А.К. Марковой. Однако использование этих методик занимает много времени, к тому же затруднена стандартизация полученных результатов. Был разработан (приложение 4) , предназначенный для диагностики направленности мотивации изучения предмета, который может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения. Особенностью разработанного теста является, в частности, то, что исследуется, не мотивация учебной деятельности вообще (как это свойственно большинству известных тестов), а специфика мотивации учебной деятельности, проявляющейся при изучении конкретных учебных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 

Материалы по педагогике:

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории: · Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 28 ...

Понятие об образовании
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальн ...

Навигация