Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников

Материалы о педагогике » Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации у младших школьников

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.

Проблема формирования мотивации учения лежит на „стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.

По мнению Марковой А.К., «Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».

Учителю важно выяснить, почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Рассматривать данный вопрос в настоящее время просто необходимо. Не смотря на множество методов формирования мотивации учения младших школьников, используемых нашими педагогами, мотивировать ребенка на учение важно и нужно через домашнее задание. Необходимо предложить детям такие задания и упражнения, которые он будет выполнять с удовольствием. Это привьет ему чувство любви к учебе, самостоятельности и ответственности.

Цель исследования – определить педагогические условия, при которых домашнее задание будет способствовать формированию у младших школьников учебной мотивации.

Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации у младших школьников. Предметом же исследования будут выступать педагогические условия использования по формированию учебной мотивации у младших школьников.

Для достижения же этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущности понятий: «мотивация», «домашнее задание»;

выявить мотивы, лежащие в основе учебной мотивации младших школьников;

рассмотреть психолого-педагогические условия развития мотивации в младшем школьном возрасте;

раскрыть особенности домашнего задания в начальной школе;

подобрать диагностические методики по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников;

обосновать и раскрыть педагогические условия учебной мотивации младших школьников с помощью домашних заданий.

Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников учебной мотивации будет эффективнее, если при использовании домашних заданий будут соблюдаться следующие педагогические условия:

Соблюдение определенного порядка выполнения домашних заданий;

Применение различных приемов выполнения домашних заданий;

Использование оригинальных и интересных заданий.

База исследования – 2 класс (классный руководитель – Большакова Любовь Александровна) МОУ «Ильинская основная неполная средняя школа» Череповецкого района Вологодской области.

Материалы по педагогике:

Рекомендации и задания по выразительному чтению лирических стихотворений
В учебниках по литературному чтению О.В. Кубасовой «Любимые страницы» методический аппарат содержит задания на отработку навыка выразительного чтения. Полный анализ программ в приложении (задания, комментарии к данным заданиям). Начиная с 1 класса, ученику даётся рекомендация: «Учись читать выразит ...

Особенности овладения лексикой старшими дошкольниками со стертой дизартрией
По данным Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой в ...

История деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как ...

Навигация