Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения

Материалы о педагогике » Анализ современных методов обучения в ВУЗе » Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения

Страница 2

В качестве собственных библиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов, предлагаемых пользователям, могут быть БД трудов профессорско-преподавательского состава, дипломных работ и диссертаций, учебные программно-методические материалы, выпускаемые кафедрами и издательством ВУЗа, библиографические БД фонда библиотеки и др. материалов, в т.ч. электронный каталог, тематические БД статей из периодических изданий.

Все эти информационные ресурсы могут быть в медиатеке одновременно на различных, порой альтернативных, носителях. При этом она может быть расположена не только в медиатеке, но и на некотором сайте, например, её создателя.

Широкое распространение в учебном процессе находят аудиовидеоматериалы. Для этого создаются несколько рабочих мест для просмотра видеоданных, а также аудиоинформации. Для работы с последней не обязательно оборудовать стационарные рабочие места - можно использовать аудиоплейеры, с которыми пользователя медиатеки могут спокойно перемещаться внутри неё.

Следующим важным аспектом является организация поиска необходимых информационных ресурсов пользователями медиатеки. В этом случае приходится решать несколько задач. С одной стороны, кроме знания фондов библиотеки и основ библиотечно-библиографической деятельности, работники медиатеки должны уметь хорошо работать на ПК с необходимыми пользовательскими программами (особенно браузерами), обучать работе с ними и консультировать приходящих в медиатеку пользователей с тем, чтобы последние в большинстве случаев могли самостоятельно сформировать поисковый образ запроса и осуществить поиск необходимой им информации в локальных или удалённых базах и банках данных. С другой стороны, работники медиатеки должны уметь работать с отечественными и зарубежными поисковыми машинами для поиска и отбора необходимых информационных ресурсов и формирования инструментов, позволяющих им эффективно выполнять заявки пользователей, а пользователям - быстро находить в Интернете необходимые им данные. В этих случаях наблюдаются процессы интерактивного взаимодействия работников медиатеки с информацией и её пользователями.

Несомненно, функционирование такой структуры может быть эффективным не только если удаётся найти и подготовить соответствующим образом помещение, оборудовать его необходимыми программно-техническими средствами и оргтехникой. Важнейшим аспектом является человеческий фактор, т.е. формирование такого штата сотрудников, которые могли бы наиболее эффективно использовать имеющиеся средства, материальные и информационные ресурсы.

Как правило, подобные службы формируются на базе справочно-библиографических и т.п. подразделений библиотек, в которых основу составляют библиографы. В этом случае к ним будут предъявляться требования не только уметь высоко квалифицированно работать с библиографическими данными, создавая и предлагая пользователям собственные библиографические данные. Они должны обладать необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области применения НИТ; быть контактным и коммуникабельным; хорошо уметь работать на компьютере, в т.ч. с основными пользовательскими программами, базами и банками данных, поисковыми машинами в Интернете; находить и создавать собственные необходимые машиночитаемые информационные ресурсы; стремиться повышать свой профессиональный уровень, постоянно расширяя сферы и возможности в области максимального удовлетворения потребностей пользователей.

При этом растёт нагрузка на работников медиатеки, увеличиваются штаты, в которые включают специалистов по НИТ (инженеров и техников, технологов, программистов и др.), требуется решать проблемы технического обслуживания всё возрастающего парка компьютерной техники и т.п. Найти готовых подобных специалистов практически невозможно. Поэтому ещё одной задачей библиотек, формирующих подобные подразделения, является организация постоянного обучения работников созданию и использованию НИТ для удовлетворения всё возрастающих потребностей пользователей.

Подобные мероприятия можно полностью или частично проводить на базе существующих медиатек с тем, чтобы они были более предметны и эффективны. Следует заметить, что медиатеки в ВУЗах могут и должны стать составляющей дистанционного обучения (ДО). При этом проблемы ДО касаются не только преподавателей и студентов ВУЗа, связанных с этой формой обучения. Библиотекари должны принять активное участие в данной работе, так как они не только могут хранить и предоставлять пользователям (в том числе удалённым) необходимые им учебно-методические и иные учебные и информационные материалы по изучаемым в ВУЗе дисциплинам, но и сами могут стать обучающими или обучаемыми.

Эффективное использование информационных материалов студентами возможно при условии, что они хорошо владеют не только компьютером и соответствующими программами, но обладают знаниями по работе в библиотеке и с библиографическими данными. Последнее позволит им не только самостоятельно ориентироваться в справочно-поисковом аппарате библиотеки, но и грамотно составлять списки использованной литературы при выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Возможно, создание некоторого электронного учебного и, одновременно, справочного пособия, позволяющего пользователям самостоятельно интерактивно изучать данные проблемы и получать ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Ответы на редко встречающиеся вопросы могут быть достаточно оперативно организованы специалистами библиотеки путём создания открытой для любых пользователей электронной конференции, расположенной на сайте библиотеки.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Проблема педагогической технологии в исторической ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...

Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора
Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения. В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направлен ...

Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации, когда с помощью звуков или жестов это сделать невозможно, и выражается в разл ...

Навигация