Понятие самообразования

Самообразование - целенаправленный процесс формирования человеком своей личности. Главным условием самообразования личности является наличие правильной самооценки, самопознания, чётко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Ю.В. Сенько отмечает, что нет человека образованного, есть человек, образующийся в культуре. Человек образующийся преломляет предъявляемые ему извне фрагменты «ставшей» культуры через призму своего «я», сливает продукты чужого опыта с показаниями собственного, осмысляет их, наделяя собственными смыслами. «Самообразование», также как и «образование», - понятие многоаспектное. Среди многих его определений можно отметить следующие:

1) это процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни; абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками, навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся техническим прогрессом;

2) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определённого уровня (Н.П. Пищулин);

3) образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в учебном заведении.

Самообразование имеет логичную значимость. Оно служит средством развития системы личностных смыслов, позволяет личности выработать индивидуальный стиль деятельности в соответствии с содержанием ее потребностно - мотивационной сферы. Самообразование – это не только освоение социального опыта, но и участие в сотворении мира и своего собственного образа в этом мире, развитие и совершенствование личности.

Материалы по педагогике:

Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредств ...

Опыт совершенствования организации учебного процесса
Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное е ...

Принцип гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи ...

Навигация