Роль слушанья музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б. В. Асафьева, музыка — «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь — взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой – драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. В дошкольном детстве сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных детям музыкальных произведений принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них разовьется слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею. И в будущем не придется наблюдать такие явления, которые нередко бывают в оперных театрах – разговоры во время исполнения музыки. Это объясняется недостатком музыкальной культуры. Ее надо прививать детям начиная с раннего возраста.

Материалы по педагогике:

Народнаясказка как средство формирования дружеских взаимоотношений
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: ...

Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...

Основные цели, принципы построения проектного метода обучения в условиях современной школы
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученн ...

Навигация