Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников

Материалы о педагогике » Развитие умственых способностей детей » Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников

Страница 1

Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Игра для ребёнка является тем же, чем речь для взрослого. Игрушки для детей – слова, а игра – речь. Дети через игрушку могут выразить то, что они не могут передать словесно. Игра – символический язык для самовыражения. В игре выражаются чувства, желание, переживания и потребность ребёнка.

В игре проявляется стремление решать головоломки, возникает потребность решать трудные задачи. Игра – учёба, она вводит в строй правое полушарие, а через него и весь детский мир.

Слова «игра», «играешь» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечение, в переносном «игра с огнём», и чего-то необычного – «игры природы», или случайного – «игры судьбы». Слово «игра» ненаучное понятие в строгом смысле слова.

Подобно учению игра возникла в ходе человеческой истории как форма подготовки детей к жизни в обществе и труду. Основой деятельности детей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевой игрой, также существуют подвижные, дидактические, спортивные и другие. В игре ребёнок включает моменты фантазии и творчества.

Разностороннее формирование личности дошкольника, необходимый уровень общего развития могут ему с наименьшими психологическими трудностями влиться в новый – школьный коллектив и успешно осваивать программу начального обучения. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольников (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорно роль игры обучающей и воспитывающей – игры дидактические.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику детской игры – сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. А добровольное подчинение правилам возможно только в том случае, если они не навязывают извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.

«Игровая позиция» значительно превышает у ребёнка гибкость, подвижность целей мотивов деятельности, ведёт к их взаимозаменяемости (за исключением фундаментальных моментов); существенно расширяет сферу ожидаемого результата, что позволяет адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел, оказывает прямое влияние на развитие личности, на развитие всех сфер психики: интеллектуальной мотивационной – эмоциональной, волей. Всё это устраняет или резко снижает стрессовость неблагоприятных ситуаций, повышает общий положительный тонус.

Формирование игровой позиции, игровых отношений к жизни процесс достаточно длительный, кропотливый. И это важно понять. Определяется он всем образом жизни ребёнка структурой и функционированием его внутреннего мира, который объединяет целый комплекс таких сложнейших психических образований, как образ реального мира, образ матери, образ других людей.

Игрушки и многие игры, так или иначе, но всегда в доступной интересной форме моделируют саму жизнь. Во все времена они были разные. Для девочек всегда покупали кукол, а мальчикам – машины, и когда на следующий день не задумывались, почему дети бросают игрушки. А причина в том, что они уже «счерпали» себя, элемент новизны исчез. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамиды, мозаики и прочие. Эти игры дольше «служат» детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью. Но и их «развивающие возможности» ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутную потребность. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей. И стало очевидно, что нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём разнообразии объединены под общим названием неслучайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона так далее.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложн ...

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация