Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников

Материалы о педагогике » Развитие умственых способностей детей » Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников

Страница 2

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, то есть в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу, до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут вызывать интерес в течении многих лет (до взрослости).

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется, и где формируются только исполнительные черты в ребёнке.

6. Поэтому нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач. Нельзя подсказывать ни словом, ни жестом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной деятельности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи представляет перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора и так далее. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предложенными заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые развивающие игры, то есть творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному к очень важным принципам творческой деятельности самостоятельно по особенностям, когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

во-первых – развивающие игры могут дать «пищу» для развития творчества с раннего детства;

во-вторых – их задания ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

в-третьих – каждый раз, самостоятельно поднимаясь до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

в-четвёртых – развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не потерпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

в-пятых – играя в эти игры с детьми, взрослые приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки, и многое другое. В совокупности эти качества видимо составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.

При написании выпускной квалификационной работы было изучено много литературы по данной теме. Анализируя разные источники можно сказать, что умственные способности на протяжении дошкольного возраста носят произвольный характер. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольное внимание. Этому способствует возрастные регуляции речи. Ведущим видом деятельности является игра.

Развивающие игры способствуют дальнейшему развитию ребёнка. Опыты Никитиных доказали, что дети росли самостоятельными, любознательными и сообразительными.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Навигация