Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

Страница 3

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям ("Вова знает много игр"; "С ним весело"; "Она добрая").

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие "разумности" чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т. п. В шутках детей появляется скрытый смысл, попытки "поймать" собеседника на ответе, несоответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: "Мама, ложка потонет?" - "Конечно". - "А деревянная?"

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства.

Для трех - четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти - шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Есть и еще одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития пяти - семилетнего ребенка: все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует старая и исключительно правильная формула криминалистики: "ищи кому выгодно". Перефразируя это выражение, справедливым будет говорить в отношении ребенка: меняется настроение - ищи почему. Все эмоциональные проявления ребенка именно в этом возрасте становятся четко и обоснованно мотивированными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Особенности развития творческой игры у детей старшего дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, М. Монтессори, К. Кофка и других) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррек ...

История и динамика развития высшего педагогического образования в Башкирии
7 марта 1906 года Городская дума заслушала доклад Уфим­ской городской управы о возбуждении ходатайства о переводе в Уфу Управления Оренбургским учебным округом и об открытии в городе учительского института. Оба мероприятия, безусловно, были выгодны с точки зрения лучшей постановки и развития дела н ...

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Навигация