Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно становится внутренне осмысленным) и установления соподчинения мотивов поведения, однако все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей психологов.

Эмоции регулируют все виды деятельности поведения человека. Ребенок преддошколыюго возраста находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. «Часто приходится видеть, что не прошло и 2—3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают или рассказывают ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке внешнего последствия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутренне же, психологически — эмоция уже исчезла».

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения . А. Н. Леонтьев считал это основной характеристикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту. Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте—эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства—сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

Эти представления легли в основу системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников. Работа с детьми на психологических занятиях проводится по программам, специализированным в соответствии с возрастными особенностями каждой группы. В течение всего периода работы регулярно проводится психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (проективные графические тесты, анализ рисунков), личностных черт (опросник Кэттела, регламентированное наблюдение) и динамики эмоциональных состояний детей (тест цветовых отношений Люшера) в каждой из возрастных групп. Некоторые из поставленных задач начинают выполнять с детьми трехлетнего возраста, но наиболее полный и всесторонний развивающий эффект удавается достичь только в старшей и подготовительной группах. Основной акцент развивающих действий ставится на работу с проблемными детьми, имея в виду укорененность их «проблемности» (тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость самооценки, амбиоциозность) именно в эмоциональной сфере. Однако различные наблюдения и результаты психодиагностики показали, что целенаправленное развитие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживании, высших чувств, регуляция динамики эмоциональных процессов необходима для всех, даже самых благополучных, детей дошкольного возраста и способствуют их своевременному психологическому созреванию.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта - опыт ...

Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...

Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...

Навигация