Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.

Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику.

Затем идет письменное описание картинки, фотографии, а вторым этапом предлагается «сочинить» свою историю, которую может проиллюстрировать эта картинка или фотография, например, учащимся предлагают оценить соответствие выражения лица – настроение героя – доминирующему цвету картинки, или настроению других возможных на картинке людей.

Для формирования умений описания в письменной речи мы считаем возможным использование сочетания таких подходов к обучению письменному высказыванию как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). В теории обучению иностранным языкам эти два подхода нередко противопоставлялись.

Сторонники коммуникативного метода пытались доказать, что самостоятельное создание собственного текста есть тот единственный путь, с помощью которого можно научить самостоятельному письменному высказыванию. Использовали следующие шаги:

- обсуждение темы и ее конкретизация;

- обсуждение темы в виде «мозгового штурма»;

- конкретизация тематических разделов в виде логически организованного плана;

- написание абзаца и работа над ним в виде повторного переписывания (drafting and redrafting);

- написание остальных абзацев с обязательным повторным переписыванием неудачных фрагментов;

- подготовка целостного письменного высказывания;

- презентация собственных письменных высказываний;

- обсуждение опыта создания письменных высказываний.

Обучение самостоятельному письменному высказыванию на основе готового текста-образца проходит более традиционно:

- предъявление текста-образца;

- чтение текста-образца с полным пониманием;

- анализ структуры текста-образца (составляющие его части);

- обсуждение логики текста-образца (причинно-следственная организация текста);

- работа с языковым материалом текста-образца и поиск средств выразительного письма;

- письменное воспроизведение текста-образца;

- задание на подражание тексту-образцу;

- сравнение текста-подражания и текста-образца.

На завершающем этапе обучения, там, где речь идет о формировании сложных умений письменной речи, основной опорой продуцирования письменного высказывания становится текст. Обучение письменной речи с опорой на текст-источник, предъявляемый неоднократно, предполагает определенную систему заданий, выполнение которых тоже проводится с опорой на текст:

Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.

Составьте письменное высказывание-рассуждение относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата.

Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.

Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстрированных материалов к нему.

Составьте реферат текста.

Составьте аннотацию текста.

Подготовьте план-конспект устного выступления по теме (содержанию) текста или проблеме, освещаемой в тексте.

Возможность неоднократного возвращения к тексту-источнику в ходе выполнения коммуникативно направленного письменного задания дает основу для выработки у учащихся навыков и умений в области параллельного анализа смысловых и формальных, языковых показателей текста.

Оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных текстов можно эффективно научить школьников творческому письму.

Материалы по педагогике:

Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия
В нашем исследовании интеграция искусств выбрана для решения задачи развития музыкального восприятия у младших школьников. Развитие личности младшего школьника, формирование ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитани ...

Реализация организационно-педагогических условий формирования мотивации как главного фактора развития креативности у школьников
Подготовительный этап опытно-экспериментальной работы В нашем случае педагогический эксперимент имеет весьма нестандартную форму. Классический педагогический эксперимент представляет собой метод исследования, который используется с целью выяснения эффективности «применения отдельных методов и средс ...

Диагностика физической подготовленности к игре в футбол
В начале исследования. Ф.И. ребенка, возраст Ведение мяча через кегли - 10 м Норматив Попытки Удар по воротам-4 метра Норматив Попытки 1. Блистунов Олег-5 лет + 3 3 5 2. Миронова Аня - 5 лет + 3 2 5 3. Филатов Гоша - 5 лет + 3 4 5 4. Гриднева Даша-5 лет - 3 3 5 5. Мидигулов Максим - 5 лет + 3 2 5 6 ...

Навигация