Формирование умений описания в письменной речи на английском языке в 10 классах

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно.

Самый первый этап формирования у учащихся умения делать письменные высказывания – это самый известный всем пересказ. Готовый текст имеет структуру и логику.

Затем идет письменное описание картинки, фотографии, а вторым этапом предлагается «сочинить» свою историю, которую может проиллюстрировать эта картинка или фотография, например, учащимся предлагают оценить соответствие выражения лица – настроение героя – доминирующему цвету картинки, или настроению других возможных на картинке людей.

Для формирования умений описания в письменной речи мы считаем возможным использование сочетания таких подходов к обучению письменному высказыванию как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based). В теории обучению иностранным языкам эти два подхода нередко противопоставлялись.

Сторонники коммуникативного метода пытались доказать, что самостоятельное создание собственного текста есть тот единственный путь, с помощью которого можно научить самостоятельному письменному высказыванию. Использовали следующие шаги:

- обсуждение темы и ее конкретизация;

- обсуждение темы в виде «мозгового штурма»;

- конкретизация тематических разделов в виде логически организованного плана;

- написание абзаца и работа над ним в виде повторного переписывания (drafting and redrafting);

- написание остальных абзацев с обязательным повторным переписыванием неудачных фрагментов;

- подготовка целостного письменного высказывания;

- презентация собственных письменных высказываний;

- обсуждение опыта создания письменных высказываний.

Обучение самостоятельному письменному высказыванию на основе готового текста-образца проходит более традиционно:

- предъявление текста-образца;

- чтение текста-образца с полным пониманием;

- анализ структуры текста-образца (составляющие его части);

- обсуждение логики текста-образца (причинно-следственная организация текста);

- работа с языковым материалом текста-образца и поиск средств выразительного письма;

- письменное воспроизведение текста-образца;

- задание на подражание тексту-образцу;

- сравнение текста-подражания и текста-образца.

На завершающем этапе обучения, там, где речь идет о формировании сложных умений письменной речи, основной опорой продуцирования письменного высказывания становится текст. Обучение письменной речи с опорой на текст-источник, предъявляемый неоднократно, предполагает определенную систему заданий, выполнение которых тоже проводится с опорой на текст:

Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста.

Составьте письменное высказывание-рассуждение относительно содержания текста, учитывая при этом характер адресата.

Составьте письменное высказывание-аргументацию утверждений, предложений, основываясь на содержании текста.

Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстрированных материалов к нему.

Составьте реферат текста.

Составьте аннотацию текста.

Подготовьте план-конспект устного выступления по теме (содержанию) текста или проблеме, освещаемой в тексте.

Возможность неоднократного возвращения к тексту-источнику в ходе выполнения коммуникативно направленного письменного задания дает основу для выработки у учащихся навыков и умений в области параллельного анализа смысловых и формальных, языковых показателей текста.

Оба подхода к обучению письменной речи оказываются полезными и необходимыми. С помощью регулярной работы над текстами-образцами в течение учебного года удается добиться повышения грамотности учащихся и совершенствования логики их высказываний. С помощью создания собственных письменных текстов можно эффективно научить школьников творческому письму.

Материалы по педагогике:

Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...

Система работы по коррекции речевых нарушений с использованием произведений детского фольклора
Цель формирующего эксперимента: определить условия использования произведений детского фольклора в логопедической работе с детьми по коррекции нарушенного звукопроизношения. В зависимости от уровня сформированности навыков звукопроизношения нами были определены основные дифференцированные направлен ...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...

Навигация