В последние несколько лет много говорят о необходимости обучения письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. Очевидно, что письменная речь перестает выполнять лишь вспомогательную роль в обучении иностранному языку. В новом стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку наряду с умением заполнить формуляр, анкету, подписать открытку, написать письмо, кратко изложить содержание прочитанного от учащихся требуется умение «рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.
Тем не менее, можно заметить, что в существующих на сегодняшний день УМК этой стороне обучения иностранному языку практически не уделяется внимания, в лучшем случае, помимо темы сочинения учебник предлагает план работы над ним.
В этих условиях учителю приходится самостоятельно искать пути решения проблемы, искать ответы на вопросы, прежде всего – как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был в нем активным деятелем и не просто складывал буквы в слова, слова – в предложения, не просто писал ответ на заданную учителем тему, а пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания - осуществлял бы собственный замысел.
Таким образом, актуальность темы данной работы определяют:
- рост требований, предъявляемых к письменной речи учащихся;
- большой потенциал творческой письменной речи для повышения уровня владения иноязычной речью;
- отсутствие разработанных систем упражнений для обучения творческой письменной речи.
Целью данной работы является разработка методики формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
изучить теоретические материалы, посвященные проблеме обучения письменной речи;
рассмотреть подходы к формированию письменной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку;
изучить методы и приемы работы с письменными произведениями;
разработать и экспериментально опробовать методические рекомендации по формированию умений описания и рассуждения в письменной речи.
Объектом исследования является процесс формирования и развития письменной речи учащихся старших классов.
Предметом исследования выступает письменные сообщения на английском языке.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование умений описания и рассуждения будет проходить эффективнее, если:
использовать сочетание таких подходов как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based);
представить и последовательно отработать с учащимся структуру написания сочинения;
перед написанием сочинения учащимся предложить речевые памятки и опоры.
Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования, как изучение и анализ психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме обучения иноязычной письменной речи, анкетирование учащихся, обучающий эксперимент и др.
Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в научных трудах по теории и методике обучения письменной речи и психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней даются методические рекомендации по совершенствованию иноязычной письменной речи, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
Материалы по педагогике:
Организация экспериментально - практической работы
и её результат
В процессе написания дипломной работы для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование. Метод анализа литературных источников. При написании дипломной работы нами было проанализировано 28 л ...
Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...