Методика формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения

Материалы о педагогике » Методика формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения

В последние несколько лет много говорят о необходимости обучения письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. Очевидно, что письменная речь перестает выполнять лишь вспомогательную роль в обучении иностранному языку. В новом стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку наряду с умением заполнить формуляр, анкету, подписать открытку, написать письмо, кратко изложить содержание прочитанного от учащихся требуется умение «рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.

Тем не менее, можно заметить, что в существующих на сегодняшний день УМК этой стороне обучения иностранному языку практически не уделяется внимания, в лучшем случае, помимо темы сочинения учебник предлагает план работы над ним.

В этих условиях учителю приходится самостоятельно искать пути решения проблемы, искать ответы на вопросы, прежде всего – как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был в нем активным деятелем и не просто складывал буквы в слова, слова – в предложения, не просто писал ответ на заданную учителем тему, а пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания - осуществлял бы собственный замысел.

Таким образом, актуальность темы данной работы определяют:

- рост требований, предъявляемых к письменной речи учащихся;

- большой потенциал творческой письменной речи для повышения уровня владения иноязычной речью;

- отсутствие разработанных систем упражнений для обучения творческой письменной речи.

Целью данной работы является разработка методики формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения.

Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:

изучить теоретические материалы, посвященные проблеме обучения письменной речи;

рассмотреть подходы к формированию письменной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку;

изучить методы и приемы работы с письменными произведениями;

разработать и экспериментально опробовать методические рекомендации по формированию умений описания и рассуждения в письменной речи.

Объектом исследования является процесс формирования и развития письменной речи учащихся старших классов.

Предметом исследования выступает письменные сообщения на английском языке.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование умений описания и рассуждения будет проходить эффективнее, если:

использовать сочетание таких подходов как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based);

представить и последовательно отработать с учащимся структуру написания сочинения;

перед написанием сочинения учащимся предложить речевые памятки и опоры.

Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования, как изучение и анализ психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме обучения иноязычной письменной речи, анкетирование учащихся, обучающий эксперимент и др.

Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в научных трудах по теории и методике обучения письменной речи и психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней даются методические рекомендации по совершенствованию иноязычной письменной речи, которые могут быть использованы на уроках английского языка.

Материалы по педагогике:

Виды тестирования, классификация тестов
Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов (не считая тестов интеллекта, которые проводит преподаватель-конс ...

Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...

Подготовка и проведение практического занятия
В ходе педагогической практики было проведено открытое практическое занятие по курсу «Станки и станочные комплексы». Практическое занятие проходило в форме лабораторной работы. Подготовка к занятию заключалась в детальном изучении материала по теме, составлении развернутого конспекта, который основ ...

Навигация