В последние несколько лет много говорят о необходимости обучения письменной речи в средней школе наряду с другими видами речевой деятельности. Очевидно, что письменная речь перестает выполнять лишь вспомогательную роль в обучении иностранному языку. В новом стандарте среднего (полного) общего образования по иностранному языку наряду с умением заполнить формуляр, анкету, подписать открытку, написать письмо, кратко изложить содержание прочитанного от учащихся требуется умение «рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства». Таким образом, учитель должен готовить учащихся к созданию письменных сообщений с очень разной функционально-коммуникативной направленностью, содержанием, композиционной структурой и языковой формой.
Тем не менее, можно заметить, что в существующих на сегодняшний день УМК этой стороне обучения иностранному языку практически не уделяется внимания, в лучшем случае, помимо темы сочинения учебник предлагает план работы над ним.
В этих условиях учителю приходится самостоятельно искать пути решения проблемы, искать ответы на вопросы, прежде всего – как организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик был в нем активным деятелем и не просто складывал буквы в слова, слова – в предложения, не просто писал ответ на заданную учителем тему, а пытался бы найти средства для выражения собственной мысли, индивидуальность своего самосознания - осуществлял бы собственный замысел.
Таким образом, актуальность темы данной работы определяют:
- рост требований, предъявляемых к письменной речи учащихся;
- большой потенциал творческой письменной речи для повышения уровня владения иноязычной речью;
- отсутствие разработанных систем упражнений для обучения творческой письменной речи.
Целью данной работы является разработка методики формирования умений описания в письменной речи на иностранном языке на старшем этапе обучения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
изучить теоретические материалы, посвященные проблеме обучения письменной речи;
рассмотреть подходы к формированию письменной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку;
изучить методы и приемы работы с письменными произведениями;
разработать и экспериментально опробовать методические рекомендации по формированию умений описания и рассуждения в письменной речи.
Объектом исследования является процесс формирования и развития письменной речи учащихся старших классов.
Предметом исследования выступает письменные сообщения на английском языке.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование умений описания и рассуждения будет проходить эффективнее, если:
использовать сочетание таких подходов как подражание готовому тексту (text-based) и создание собственного текста (process based);
представить и последовательно отработать с учащимся структуру написания сочинения;
перед написанием сочинения учащимся предложить речевые памятки и опоры.
Цели и задачи данной работы определили выбор таких методов исследования, как изучение и анализ психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме обучения иноязычной письменной речи, анкетирование учащихся, обучающий эксперимент и др.
Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в научных трудах по теории и методике обучения письменной речи и психологии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней даются методические рекомендации по совершенствованию иноязычной письменной речи, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
Материалы по педагогике:
Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической
литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации челов ...
Речь ребенка с точки зрения нейропсихологии: норма и патология
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. "Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание р ...
Построение и структура утренней гимнастики
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается ...