Констатирующий эксперимент был проведен нами с целью исследования влияния современных информационных технологий на уровень знаний и мотивацию обучаемых.
В соответствие с этим были поставлены следующие задачи:
1.Разработать содержание констатирующего эксперимента.
2.Выявить основные факторы, влияющие на уровень знаний и повышение мотивационного компонента учащихся.
Исследование проводилось на базе профессионального училища. В эксперименте принимала участие 1 группа в составе 17 студентов, обучающихся по специальности «Повар-кондитер». Средний возраст обучаемых 16-17 лет.
В основе данной экспериментальной работы лежали психолого-педагогические принципы диагностики уровня знаний.
Целью диагностики является оптимизация процесса индивидуального обучения, определение результатов учебно-познавательной деятельности обучаемых и предупреждение возможных трудностей в обучении. Педагогическая диагностика эффективности процесса учебно-познавательной деятельности включает ряд функций: аналитическую, диагностическую, оценочную и коррекционную.
Эксперимент проводился в два этапа.
Первый этап включал в себя проведение занятий без использования современных информационных средств обучения. Нами были разработаны несколько планов занятий на основе учебника. На данном этапе нами не применялись аудио и видеоматериалы, не использовались средства наглядности, презентации, игры. В процессе обучения обучаемым было предложено несколько текстов для чтения и грамматические упражнения к текстам.
На втором этапе эксперимента обучаемым были предложены разработки уроков с использованием современных информационных технологий, в том числе компьютер, интерактивная доска и средства наглядности. Так, учащимся были предложены следующие занятия, подробную разработку которых можно увидеть в приложениях к данной дипломной работе:
The Future – Catastrophes & Disasters.
Материал к песенному тексту Mika “Lollipop”
Урок на тему «Пасха»
The future of our world на материале отрывков из фильмов канала ВВС
В конце каждого занятия нами проводился небольшой тест для контроля усвоения материала, а также проводилась беседа с учащимися относительно темы дальнейшего занятия, где обучаемые получили возможность поучаствовать в процессе подготовки занятия.
Таким образом, в результате эксперимента нами были сделаны следующие выводы. Как уже было сказано тема каждого занятия обсуждалась с обучаемыми и была выбрана преподавателем с учетом их пожеланий. На занятиях обсуждались актуальные вопросы, интересующие подростков. В результате тестирования было выявлено, что учащиеся на высоком уровне усвоили материал занятия.
Из 17 человек
2 студента не допустили ни одной ошибки в заданиях,
5 студентов допустили 1-3 ошибки, которые были связаны не с фактическим, а с грамматическим материалом,
6 студентов допустили от 3 до 5 ошибок, в которых присутствовали некоторые фактические ошибки,
3 студента допустили от 4 до 6 ошибок
1 студент не справился с тестированием.
Таким образом, используя метод нетрадиционного оценивания преподаватель подробно рассмотрел все возможные допущенные ошибки и обсудил их с учащимися. Для создания дополнительного мотивационного компонента учащимся, которые не совсем справились с заданиями, преподаватель поручил подготовить презентацию на интересующую их тему. Следует отметить, что учащиеся ответственно подошли к данному вопросу и подготовили домашнее задание.
Кроме этого, на занятиях большое внимание было уделено развитию разговорной речи и решению коммуникативных задач. На занятии было отмечено увеличение в 1,5 раза количества ответов даже от тех учащихся, которые на первом этапе эксперимента слабо проявляли активность. Также преподавателем было уделено внимание грамматической и лексической составляющей английского языка. Относительно аудирования на первом этапе эксперимента только 2 человека из 17 смогли понять с первого прослушивания основную мысль текста и составить краткое изложение. На втором этапе эксперимента из 17 человек с аудированием справилось 13. Это свидетельствует о том, что была проведена определенная подготовка учащихся к аудирования, которая включала в себя изучение незнакомых и малознакомых слов текста, лексических конструкций.
Таким образом, в результате эксперимента нами было доказано, что применение современных информационных технологий в процессе учебно-познавательной деятельности, в целом, и в процессе обучения иностранному языку, в частности, оказывает важное влияние на интерес обучаемых и возникновение мотивационного компонента для дальнейшего изучения языка.
В результате написания дипломной работы нами были сделаны некоторые выводы. Современные информационные технологии достаточно широко используются в процессе учебно-познавательной деятельности. Организация повышенного контроля за подобными занятиями и диагностики по выявлению основных недостатков необходима, поскольку это способствует улучшению качества обучения, а также повышению квалификации преподавателя. Кроме того, необходимо помнить, что занятия с использованием технических средств обучения наиболее продуктивны и эффективны.
Материалы по педагогике:
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...
Опыт совершенствования организации учебного процесса
Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное е ...
Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе
формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...