Опыт совершенствования организации учебного процесса

Материалы о педагогике » Научная организация педагогического труда » Опыт совершенствования организации учебного процесса

Страница 2

Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности (поурочный балл).

Существенное значение имеет организация домашних заданий. Родители, учителя, отдельные ученые жалуются на перегрузку школьников домашними заданиями. Существует мнение о том, что домашние задания вообще не нужны, что надо успевать все делать на уроке и научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями. Перегрузка учащихся домашними заданиями возникает по разным причинам. Чаще всего из-за плохой организации труда.

Психофизиология требует, чтобы в процессе деятельности обязательно учитывался ее четкий режим. Для самостоятельной учебной деятельности это означает подкрепление знаний через определенной время, выработку соответствующих навыков, формирование необходимых умений, то есть того, чего далеко не всегда можно достичь на уроках. Отсюда следует, что объем и характер домашних заданий должны быть самым серьезным образом продуманы и индивидуализированы с учетом специфики предмета и возрастных особенностей учащихся.

В результате исследования ученых и творческих поисков педагогов разработан и внедряется в практику ряд новых подходов к обучению учащихся: программированное обучение, проблемное обучение и другие. Остановимся на вопросе организации внедрения новых подходов обучения в практику, так как внедрение научных идей есть не менее важная задача НОПТ, чем их разработка.

Новых подходов к обучению в изобилии, а результаты их внедрения, как правило, мало ощутимы.

Причин такого положения много. Однако главная из них связана с отсутствием разработки предметно-методического уровня каждого из новых подходов с учетом возрастных особенностей учащихся. Сказывается и неподготовленность учителей к их восприятию, а порой и просто игнорирование организационного аспекта этой проблемы.

Появление новых направлений в обучении породило ряд проблем. Первая из них состоит в определении границ распространения того или другого подхода его реальных возможностей для решения различных типов учебных задач.

Вторая проблема заключается в соотношении старых и новых подходов к обучению В решении этой проблемы НОПТ исходит из того, что не все традиционное сразу и полностью устаревает, а все новое не возникает на пустом месте. В процессе взаимодействия новых и традиционных подходов последние, выступая в новых связях и отношениях становятся более совершенными.

Суть третьей проблемы связана с выявлением отношений между новыми подходами к обучению учащихся.

Ввести педагогов, руководителей школ в сущность организационного аспекта рассматриваемой проблемы – значит помочь им определить логику и структуру организации учебного процесса. НОПТ, предлагая общую схему внедрения новых подходов к обучению, прежде всего рекомендует тщательно изучить данный метод, уяснить его творческую сущность.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Навигация