Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное его звено и не только потому, что состоит почти на три четверти из плановых занятий и занимает 90% времени общения учителя с учащимися.
Чтобы полнее вскрыть резервы, таящиеся в процессе организации учебного труда учителя и учащихся, рассмотрим отдельные этапы учебных занятий с позиции их научной организации. Начнем с опроса учащихся. Изучению нового обычно предшествует выявление того, насколько прочно усвоены прежде полученные знания, закреплены навыки, сформированы умения. Словом определяется уровень готовности к предстоящему занятию. Получив информацию о готовности класса к изучению нового материала, можно выделить две важные организационные проблемы: организацию учебного материала и организацию учебной деятельности учащихся на занятии.
Организация учебного материала дает возможность учашемуся разобраться в предлагаемом материале, укладывать свои знания в определенную перспективу, что делает их гораздо легче и органичнее усвояемыми. Организация учебного материала - это прежде всего задача дидактическая и методическая. Организационный аспект ее состоит в том, чтобы уже в процессе подготовки по каждой теме были выделены: a) система понятий, закономерностей или законов, подлежащих обязательному усвоению, б) система фактов, аргументов, доказательств, необходимых для глубокого осмысления, понимания системы понятий и категорий, в) система практических действий, вырабатывающая необходимые навыки и умения для установления связи науки с практикой, жизнью.
Научная организация материала сразу целыми блоками, составляющими структуру знаний, облегчает их восприятие и запоминание, позволяет учащимся из массы информации выделить главную, формировать систему знаний.
Именно такая организация учебного материала позволяет учащимся направить свое внимание на самое существенное в изучаемом, создает ориентиры, по которым они направляют свои умственные действия.
Учитель должен в совершенстве знать свой предмет и прежде всего его диалектические основы, уметь передавать другим сои знания, выделять в явлении самое существенное, важное, разъяснять и помогать учащимся усваивать, запоминать и применять полученные знания на практике. Достичь этого можно, лишь изучая возрастные особенности восприятия и мышления ребят, условия их развития на каждом возрастном этапе, объем и характер жизненного опыта современных школьников.
«Необходимо владеть диалектической основой науки, которая одна только до конца может вскрыть всю специфику, всю особенность данной науки».
Часто именно в учебном процессе разрушаются диалектические связи и отношения, которые органично присущи каждому предмету, каждой школьной дисциплине. Восстанавливая их при изучении того или иного материала, мы тем самым более экономично организуем его и тем самым способствуем более глубокому и прочному усвоению.
Не менее важной стороной учебного процесса является организация учебной деятельности учащихся на самом уроке. Разумно организованный, учебный процесс создает особое психологическое «поле», обстановку, которая оказывает эмоциональное воздействие на ученика, рождает дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Для успешной организации учения учителя стремятся основательно изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы способности, отношение к делу, состояние здоровья и др.
Повторение и закрепление нового учебного материала, оценка и учет знаний, навыков и умений учащихся – заключительная итоговая часть урока. НОПТ помогает раскрыть современные аспекты оценочной деятельности учителя, делает ее планомерной и систематической, как и весь учебно-воспитательный процесс. Оценки в журналах и дневниках – показатели учебного труда учащихся, эффективности деятельности учителя. Оценка успеваемости, к которой отдельные учителя нередко относятся небрежно, на самом деле важная психолого-педагогическая проблема. Оценка успеваемости учащегося должна отражать количество и качество знаний, достижений, навыков и умений в их диалектическом единстве. Качество при этом определяется как свойство объективного знания с точки зрения его относительной ценности, взаимосвязей между частями и другими знаниями, а критерий качества рассматривается как конкретные указания на то, как пользоваться им на практике, в том числе и для получения новых знаний.
Материалы по педагогике:
Познавательный интерес как проблема исследования в теории
обучения и воспитания
	 Разработка проблемы познавательного интереса в педагогической науке всегда отличалась непреходящей ценностью и продолжает оставаться одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Интерес, будучи стартовым образованием, началом психологического стержня личн ...
	
Методика обследования речи детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
	 Целью данного обследования являлось выявление особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовит ...
	
Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
	 В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильное организованное физическое воспитание, одной из основных задач которой является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование  ...