Организация воспитательного процесса

В узком, педагогическом смысле воспитание относительно самостоятельно, хотя и тесно связано с обучением поскольку обучение является воспитывающим. Но как ни велико воспитательное значение обучения, оно не адекватно воспитанию. Воспитание есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания, что подтверждается многолетней практикой всей системы народного образования нашего государства.

Современная психология в качестве основных видов деятельности человека называет игру, учение, труд и общение, указывая, что для каждого возраста характерен определенный вид деятельности. Воспитание подрастающего поколения осуществляется через эти основные виды деятельности. Для того, чтобы обеспечить всесторонне воспитание учащихся, нужна организация их всесторонней деятельности, а не простая совокупность разнохарактерных мероприятий. Воспитательные мероприятия, как известно, дополняют, расширяют, связывают воедино, поднимают на качественно новый уровень знания, навыки, умения, установки и другие качества личности, сформированные в основных видах деятельности. Конечно, есть и отдельные мероприятия, имеющие большое самостоятельное воспитательное значение.

Воспитательные мероприятия – одна из существенных частей воспитательной работы. Их не следует переоценивать, что нередко приводит к переходу из одной крайности в другую. Так, одни учителя вместо организации разносторонней деятельности учащихся ограничиваются отдельными воспитательными мероприятиями, тем самым сводя на нет самостоятельную деятельность ребят. Другие неправильно считают, что стоит лишь хорошо организовать учебный процесс, как отпадет необходимость в специальной воспитательной деятельности.

Поскольку учащийся развивается и формируется в деятельности, то главная задача заключается в том, чтобы наилучшим образом организовать те виды деятельности, которые в данном возрасте, как установлено психологам, эффективно развивают и формируют личность школьника. Даже начинающие учителя легко справляются с отдельными педагогическими мероприятиями, но к сожалению, далеко не все в состоянии хорошо организовать целостную, а тем более коллективную деятельность учащихся. Поэтому следует обратится к НОПТ, ее рекомендациям по организации воспитания школьников в процессе обучения. Для школьника учебная деятельность является основной и ведущей на целых десять лет. Стоит организовать творчески поиски педагогических коллективов, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, всей учебной деятельности.

У опытного учителя вся внеурочная учебная деятельность, даже дополнительные занятия, если в них возникает потребность, не является простым продолжением урока не по форме, ни по содержанию. Эта новая форма работы, где меняются ролевые функции педагога, возрастает время непосредственного общения с учеником, а также самостоятельность и активность школьников.

Когда речь идет о дополнительном занятии то не только педагог, но и учащиеся должны знать с какой целью оно проводится, какие задачи необходимо решить.

Большое место в школьной жизни отводится организации и такой внеучебной воспитательной работе, как классные часы, посещение театров, музеев, походы по местам боевой и трудовой славы, экскурсии на природу, на производство, военно-спортивные игры, туристические путешествия.

Материалы по педагогике:

История развития футбола
Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции (&qu ...

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Роль внеклассной работы в подготовке учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес и способности
Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике - занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний уча ...

Навигация