Организация воспитательного процесса

В узком, педагогическом смысле воспитание относительно самостоятельно, хотя и тесно связано с обучением поскольку обучение является воспитывающим. Но как ни велико воспитательное значение обучения, оно не адекватно воспитанию. Воспитание есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания, что подтверждается многолетней практикой всей системы народного образования нашего государства.

Современная психология в качестве основных видов деятельности человека называет игру, учение, труд и общение, указывая, что для каждого возраста характерен определенный вид деятельности. Воспитание подрастающего поколения осуществляется через эти основные виды деятельности. Для того, чтобы обеспечить всесторонне воспитание учащихся, нужна организация их всесторонней деятельности, а не простая совокупность разнохарактерных мероприятий. Воспитательные мероприятия, как известно, дополняют, расширяют, связывают воедино, поднимают на качественно новый уровень знания, навыки, умения, установки и другие качества личности, сформированные в основных видах деятельности. Конечно, есть и отдельные мероприятия, имеющие большое самостоятельное воспитательное значение.

Воспитательные мероприятия – одна из существенных частей воспитательной работы. Их не следует переоценивать, что нередко приводит к переходу из одной крайности в другую. Так, одни учителя вместо организации разносторонней деятельности учащихся ограничиваются отдельными воспитательными мероприятиями, тем самым сводя на нет самостоятельную деятельность ребят. Другие неправильно считают, что стоит лишь хорошо организовать учебный процесс, как отпадет необходимость в специальной воспитательной деятельности.

Поскольку учащийся развивается и формируется в деятельности, то главная задача заключается в том, чтобы наилучшим образом организовать те виды деятельности, которые в данном возрасте, как установлено психологам, эффективно развивают и формируют личность школьника. Даже начинающие учителя легко справляются с отдельными педагогическими мероприятиями, но к сожалению, далеко не все в состоянии хорошо организовать целостную, а тем более коллективную деятельность учащихся. Поэтому следует обратится к НОПТ, ее рекомендациям по организации воспитания школьников в процессе обучения. Для школьника учебная деятельность является основной и ведущей на целых десять лет. Стоит организовать творчески поиски педагогических коллективов, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, всей учебной деятельности.

У опытного учителя вся внеурочная учебная деятельность, даже дополнительные занятия, если в них возникает потребность, не является простым продолжением урока не по форме, ни по содержанию. Эта новая форма работы, где меняются ролевые функции педагога, возрастает время непосредственного общения с учеником, а также самостоятельность и активность школьников.

Когда речь идет о дополнительном занятии то не только педагог, но и учащиеся должны знать с какой целью оно проводится, какие задачи необходимо решить.

Большое место в школьной жизни отводится организации и такой внеучебной воспитательной работе, как классные часы, посещение театров, музеев, походы по местам боевой и трудовой славы, экскурсии на природу, на производство, военно-спортивные игры, туристические путешествия.

Материалы по педагогике:

Двуязычие в детском возрасте
Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говори ...

Организация и методы экспериментального исследования
На современном этапе применение концепции коммуникативного обучения иностранным языкам является наиболее актуальной. Современные перспективы развития экономики и социальной сферы ставят на первый план формирование у учащихся и выпускников творческого и системного мышления, языковой и коммуникативно ...

Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, ...

Навигация