Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого

Материалы о педагогике » Педагог-новатор И.П. Волков » Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого

Страница 1

Младший школьник полностью находится под влиянием взрослого. Бесполезно ждать от ребёнка творческих и сколько-нибудь грамотных работ без руководства взрослых, даже если это и «сверходарённый» ребёнок. Фантазия у детей достаточно богата, но фантазия и творчество не одно и то же. Если у ребёнка развивать только фантазию, не связывая её с грамотным выполнением работы, это значит в конце концов загнать его в тупик. Мы получим беспочвенных фантазёров, которые всё знают, но ничего не умеют. Ссылки на то, что грамоте он выучится «потом», беспочвенны. Ведь независимо от того, с какого возраста человек начал обучаться грамоте, мастерству, нужны многие годы, чтобы овладеть этой грамотностью, мастерством.

Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления навык может исчезнуть и совсем, или трансформироваться в неправильный.

Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способами, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребёнку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.

Именно этими основными принципами и руководствовался И. П. Волков при проектировании уроков творчества. Очевидно, что для других условий обучения они могут быть иными.

Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую И. П. Волкову мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом, либо не научились жить и трудиться.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремится И. П. Волков в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют дети, будущее.

За последние годы человечество продвинулось в области науки и техники дальше, чем за всю тысячелетнюю историю. Считается, что нынешний век – «век педагогики». Под «веком педагогики» подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя – лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы.

Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т. е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы.

Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т. е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности.

Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И. П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...

Планирование и выполнение проекта «Организация новогоднего благотворительного концерта для детей школьного возраста»
Название проекта: « Дети - прежде всего». Вид проекта — комплексный, краткосрочный. Тип проекта — образовательный. Масштаб проекта (место выполнения) — в рамках учреждения образования средней школы № 11 г. Солигорска. Сроки выполнения : июнь - ноябрь 2009 г. Начало проекта июнь 2009 г. Общий срок р ...

Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало что может служить возникновению положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.д. В психологии показано, что эмоции развива ...

Навигация