Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия

Материалы о педагогике » Образование в условиях ноосферной среды » Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия

Страница 1

Образование и связанное с ним воспитание представляются важнейшими составляющими развития современной России. Образование нельзя оторвать от других составляющих ноосферной реальности, потому что конечной целью образовательного процесса и служит постижение этой целостной биосферно-ноосферной реальности. Эта реальность трудна для восприятия, мало изучена.

Следовательно, Образование неизбежно становится, должно стать в XXI веке, целостным ноосферным образованием. Достижению этой высокой цели - разработке методологии, технологии и методики ноосферного образования посвящены усилия группы психологов и педагогов-исследователей под руководством академика Российской академии естественных наук Н.В. Масловой. Среди многих новаторских предложений по реформированию школьного образования России подход Н.В. Масловой и ее соратников выделяется сознательным устремлением авторов разработать концепцию ноосферного образования как часть концепции ноосферного развития России, предложить новую природосообразную (биоадекватную) систему образования, методы целостного экологичного мышления.

Побудительным технологическим мотивом, ускорившим развитие ноосферного образовательного подхода в России, послужило оформившееся на Западе к концу 1980-х - началу 1990-х годов т.н. «холодинамическое направление» (от греч.: Holos-целый, и dyne-динамика, действие). Холодинамика интегрирует многие научные подходы из квантовой физики, химии, биологии, психологии, педагогики.

В основе холодинамики лежит представление о холодайне-единице, или своеобразном «кванте» человеческого сознания. Holodyne выступает как цельный, многомерный динамичный мысленный образ, с которым оперирует сознание. Для того, чтобы понять, как формируется мыслеобраз, или мыслеформа как «единица мышления», и какое отношение она имеет к интересующих нас природе и экологии, необходимо обратиться к современным представлениям о процессе восприятия информации человеком, её передачи по каналам нервной системы и переработки мозгом (осмысления). Именно представление, «репрезентация» информации в виде мыслеобразов имеет ключевое значение и в теоретическом построении холодинамики, и в практике учебного процесса.

По мнению авторов биоадекватной методики, используемые в методике образы также являются природосообразными («Культура - вторая природа»), и, (по К. Юнгу, архетипическими, выполненными по законам гармонии, в соответствии с пропорциями золотого сечения, «на основе лучших образцов, созданных человеческим гением». Человек воспринимает образон как метафору, апеллирующую к информации, содержащейся в его личностном практическом и духовном опыте, и тогда природосообразные образы не отторгаются, а принимаются как «родные». Поэтому так важно, считают авторы методики, чтобы «как родные» были восприняты главные достижения мировой культуры, и чтобы они вошли в психологическую ткань личности, сформировали ту психофизиологическую базу, на которой возникнет человек новой (ноосферной, в нашем понимании) формации.

Проблемы целостного мышления

.

Одной из главных целей концепции ноосферного образования, является разработка методов целостного экологичного мышления. «Такого рода способность постичь мгновенно все взаимосвязи и их характер, не расчленяя постепенно с помощью лево- и правополушарных операций, - это тот способ восприятия информации, которому человечество только учится и который может быть условно назван чувство-знанием.

Биоадекватная методология интенсивно развивается. Восьмой год разработанная методика проходит успешные практические испытания в ряде московских и подмосковных школ. Созданы биоадекватные учебники - учебники нового поколения, или «холодинамические курсы», как называют их авторы Н.В. Маслова и С.В Балашев. Методология построения ноосферного образования изложена в содержательной монографии Н.В. Масловой. Привлекательными чертами в деятельности этого коллектива служат:

- направленность разрабатываемой методики и всей системы ноосферного образования на развитие личности субъектов образовательного процесса, как ребенка, учащегося, так и самого преподавателя

- попытка раскрытия «природной подлинности» человека в новых условиях духовного кризиса в России и планетарного экологического кризиса, и в целом в условиях кризиса и катастроф

- приоритетность разработки методов «экологичного мышления»

- опора методических разработок на фундаментальные достижения науки, педагогической и психологической практики;

- создание «биоадекватных» учебников и практических руководств

Все сказанное выше дает основание заключить, что в России создан и успешно развивается новый ноосферный образовательный процесс. Он служит составной частью раскрывающейся ноосферной реальности, и направлен, должен быть направлен, к её постижению и определению места в ней человека как созидающей, творчески одаренной Личности.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Навигация