Образование в условиях ноосферной среды

Материалы о педагогике » Образование в условиях ноосферной среды

Есть в неразрывной связи самой личности и её экологического мировоззрения, кратко именуемого экологией, одна замечательная закономерность, названная главным экологическим принципом. Это глубинная основа взаимосвязи, единства живого и его окружения. Эта основа всегда проявляется в определённом месте и в определённое время. Это всегда конкретная реальность. И она определяется реальностью процесса перехода организованности биосферы в новую переходную биосферно-ноосферную целостность.

Семья и школа в наибольшей степени ответственны за формирование личности ребёнка и юноши. Хотя путь к совершенствованию личности открыт во все периоды жизни человека, и в детстве, и в старости. Но семья и школа оказались не готовы принять на себя в полной мере ответственность за воспитание и образование детей в условиях новой - ноосферной - реальности. Не готовы к выполнению этой задачи и другие институты общества, и общество в целом. И мы должны понять и исследовать - причины этой неготовности, найти её первоистоки и пути преодоления кризисной ситуации. В чём же причины?

Переход биосферы в ноосферу как стихийный процесс усиливается с ростом мощи человечества, с процессами возникновения общих глобальных проблем развития, с глобализацией мировой экономики, с ее функционированием как природно-хозяйственного целого, охватывающего разные страны и континенты.

Объединение человечества происходит на наших глазах. Медленно, трудно, раздираемое противоречиями, человечество становится единым целым. Формы его объединения многообразны (международные организации в области науки, культуры, образования, экономики, торговли, спорта, туризма и др.), но ведущую роль приобретают средства связи и общения людей.

Земной шар опутала «всемирная информационная паутина» электронных средств связи, включающая радио, телевидение, телефон. Она даёт возможность людям разных стран и континентов свободно общаться друг с другом, обмениваться информацией, ощущать себя единым целым с другими странами и народами, со всем человечеством. Но, погружаясь в неё, - в манящую бездну познания и нового знания, радости общения, неведомого чувствования, - человеку, особенно юному, ещё духовно не окрепшему, трудно из неё выбраться. «Паутина» способна оплести ум и душу человека, привести к деформации его личности.

Живая природа - историческая родина человека - начинает замещаться «новой природой», - «виртуальной реальностью», искусственно создаваемой компьютерами, кино, телевидением, электронными играми новых, электронных, игрушек. Из сознания человека, его эмоционального мира, начинают вытесняться те образы окружающего природного мира, которые тысячелетиями насыщали внутренний мир человека, формировали его личность. Потеря связи с живой природой жизнь новых поколений означает не только оскудение их духовного мира, что само по себе составляет невосполнимую утрату для гармоничного развития человека; но и ведёт к «кризису мышления» современного молодого человека, к деформации его личности в условиях переходной, информационно сверхнасыщенной ноосферной реальности.

Среди многих современных проблем сохранения и развития личности остро встаёт проблема восприятия, усвоения и переработки огромных массивов экспоненциально растущей информации, имеющей тенденцию к удвоению и более быстрому росту в короткий промежуток времени жизни человека.

Попытки изменить традиционные (для каждой страны) системы образовательного процесса предпринимались неоднократно. Появлялись педагоги-новаторы, предлагавшие кардинальные нововведения в учебный процесс. Все их попытки, по крайней мере, в бывшем СССР и нынешней России, наталкивались на несокрушимый бастион консервативности руководителей и самих работников народного образования. Спросим: осознавали ли авторы новых педагогических методик и охранители традиционных школьных укладов качественный перелом в развитии цивилизации, новую – ноосферную - реальность наших дней? Представляется, что такого осознания не было.

Конечно, интуиция новаторов-педагогов и здравый смысл охранителей-чиновников подсказывали, что общество переходит в другое измерение, растут другие дети. И их жизненные ценности, под воздействием разрушительной массовой субкультуры Запада и падения собственных нравственных устоев общества, начинают существенно расходиться с идеалами, казавшимися для всех незыблемыми. Сознательного же представления о том, каким должен быть образовательный процесс в условиях новых реалий жизни, не было. И сформироваться не могло по той причине, что не было, нет и сейчас знаний и представлений о ноосферной реальности, о закономерностях процесса перехода биосферы в ноосферу. Вот почему создание такой системы знаний представляет одну из главных целей мирового сообщества на всех уровнях социальной организации.

Материалы по педагогике:

Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...

Методы обучения химии
Достижение целей обучения зависит на только от правильно выбранного предметного содержания, но и методов обучения. Методы обучения – виды профессиональной деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, направленные на достижение поставленных целей обучения, т.е. на усвоение содержания ...

Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...

Навигация