Размышляя долгие годы над фундаментальными научными понятиями «биосфера», «жизнь», «живое вещество», «ноосфера», над проблемами этики, морали, свободной научной мысли Личности, вскрывая логику естествознания, В.И. Вернадский неоднократно обращался к проблеме невыразимости научной мысли и научных понятий (как и мысли вообще) в логических образах:
«Пытаясь дать логически неопровержимое определение какого-нибудь научного понятия, углубиться в него, мы сталкиваемся с тем, что:
это понятие неразрывно связано со всей массой общих понятий, которыми пользуется учёный и которые изучает философия, и
это понятие как и всякое другое, никогда не может быть просто и неопровержимо определено в логических образах.
Мы не можем дать сейчас ясных и точных научных и философских определений ни в одной области изучения природы. Все основные понятия естествознания, как, например, понятие пространства, времени, вещества, химического элемента, движения и т. д., всегда неизбежно вызывают возражение, и они заключают элемент иррационального, не поддаются точному и ясному логическому выражению. Это не мешает им, однако, быть нам понятными и быть объектами плодотворного и точного научного исследования, раз только они являются не абстрактными созданиями нашего ума, а определениями проявления Природы, реально существующей.
Такой характер этих понятий связан с тем, что мы никогда - ни в научной, ни в философской, ни в теологической работе - не в состоянии охватить в логических формах выражений всё бесконечное разнообразие природы или какой бы то ни было её части, т. е. охватить реально Сущее. Мы не можем это сделать - в логических образах - даже в поэтическом творчестве. Поэтому вечное наше понятие не охватывает того реально изучаемого явления, для которого оно нами создано. При углублении в это понятие мы неизбежно сталкиваемся с несовершенством нашего логического аппарата, нашего слова, и на всяком шагу будем встречаться с противоречиями между ним и реальной действительностью.
«Мысль изреченная есть ложь» - крылатые слова Тютчева в яркой и кованой форме лучше долгих изысканий выражают это явление.
Интересно, что и понятие разума не исчерпывалось для В.И. Вернадского лишь одним его логическим содержанием.
В годы гражданской войны, когда моральные проблемы особенно обострились, учёный, вспоминая годы молодости, записывает в Крымском дневнике: «Мне казалось в это время, что вопросы морали теряют при их рационализировании, что надо к ним идти не разумом, а непосредственным чувством.
Гораздо более позднее, в эпоху первой революции 1905-1906, эта сторона моральной проблемы стала передо мной в своей глубине, главным образом в области общественной морали . Теперь я подхожу и к личной морали, хотя здесь для меня выражение Тютчева «мысль изреченная есть ложь» сохранило всё своё значение, и я лишь очень условно допускаю сюда вхождение разума как ищущего агента. Разум охватывает и объясняет достигнутое иным путём - путём бессознательного чувства .» (В.И. Вернадский. Дневники. 1917-1921. Январь 1920-март 1921).
В формировании необычайно многогранной личности В.И. Вернадского развитие образного мышления играло определяющую роль. Художественная литература, поэзия, живопись, театр, музыка, созерцание мира природы были не просто постоянными спутниками его жизни, определившими духовное и нравственное богатство личности; они стали формами познания мира, проникновения в окружающее: « .эти явления являются проявлением единого вечного целого и я познаю одно и то же научным исканием, религиозным и поэтическим вдохновением, мистическим созерцанием, философским мышлением .А по существу, всё безразлично приводит к одному познанию, какую бы форму проникновений в него я ни взял .
Материалы по педагогике:
Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...
Научный подход и проблема мотивации учения школьников
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятель ...
Структура дидактических игр
Структура дидактических игр: 1) Дидактическая 2) Игровая 3) Игровые 4) Правила игры 5) Результат задача действия Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Од ...