3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;
4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).
Выделяется несколько стадий развития способности к восприятию музыки младшими школьниками. Восприятие произведений музыкального искусства, как и вообще восприятие различных предметов окружающей действительности, может пройти несколько ступеней – от поверхностного, чисто внешнего схватывания бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и его смысла, раскрывающегося во всей его глубине. И движение восприятия от «поверхности» объекта к его смыслу и является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесс.
Приведем описание стадий восприятия, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры младших школьников.
Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.
Действительно, у учащихся младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется обычно эмоциональный отклик на музыку, чаще всего положительный. Но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у младших школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть очень неодинаков по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки (пусть подчас и односложных) дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного музыкального произведения. Воспринимаемый школьниками музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определённого содержания. Учащиеся младших классов школы не могут пока «адекватно воспринять всю систему средств, создающих музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ – настроение, характер произведения».
Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.
При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызывать у слушателей-школьников «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в положительную сторону, выявить чувство притяжения к красоте и гармонии.
Эта стадия музыкального восприятия на уроках музыки часто связана не только с осознанием содержания произведения в процессе его прослушивания, но и с включением аналитических свойств восприятия. «Под основным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идеи, характера переживания и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ» .
Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному.
Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.
Материалы по педагогике:
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...
Понятие об образовании
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальн ...
Влияние обычаев и традиций на
формирование личности
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу. У каждого человека имеется своеобразная, специ ...