Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Страница 2

3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;

4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).

Выделяется несколько стадий развития способности к восприятию музыки младшими школьниками. Восприятие произведений музыкального искусства, как и вообще восприятие различных предметов окружающей действительности, может пройти несколько ступеней – от поверхностного, чисто внешнего схватывания бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и его смысла, раскрывающегося во всей его глубине. И движение восприятия от «поверхности» объекта к его смыслу и является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесс.

Приведем описание стадий восприятия, наиболее характерных для формирования музыкальной культуры младших школьников.

Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.

Действительно, у учащихся младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется обычно эмоциональный отклик на музыку, чаще всего положительный. Но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у младших школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть очень неодинаков по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки (пусть подчас и односложных) дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного музыкального произведения. Воспринимаемый школьниками музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определённого содержания. Учащиеся младших классов школы не могут пока «адекватно воспринять всю систему средств, создающих музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ – настроение, характер произведения».

Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.

При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызывать у слушателей-школьников «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в положительную сторону, выявить чувство притяжения к красоте и гармонии.

Эта стадия музыкального восприятия на уроках музыки часто связана не только с осознанием содержания произведения в процессе его прослушивания, но и с включением аналитических свойств восприятия. «Под основным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идеи, характера переживания и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ» .

Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному, аналитическому, осмысленному.

Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...

Особенности нарушения речи у умственно отсталых школьников
Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными. Из ...

Методы и приемы работы с письменными произведениями
В данном параграфе мы рассмотрим методы работы с письменными произведениями, основные типы упражнений и формы письменных речевых произведений. В обучении письму можно выделить три этапа: 1 овладение графикой; 2 освоение структурных моделей, моделей предложений; 3 овладение письменной речью как сред ...

Навигация